Детская страница

Главная             Оглавление             Новости             Конкурсы             Контакты



История библиотеки

История книги

Что читать?

Как устроена
библиотека?

Как стать
читателем?

Что где искать?

Основные
направления..

Твои права

Проекты, мероприятия

Наши победители
и награды

Викторина

"Что я знаю об Италии?"


       1. Апостол Андрей - первый ученик Христа, названный за это Первозванным. Упомянут в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки и в Деяниях Апостолов. Именно он стал первым проповедником Евангелия на землях, которые впоследствии назовут Русью. Сказание об этом событии сохранилось в "Повести временных лет".

   
Апостол Андрей Первозванный.

       Андрей Первозванный является духовным покровителем России. Своим божественным защитником его считают и жители Сицилии. Святой Андрей Первозванный очень почитаем в России. В России в 1699 году в честь этого святого Петром Первым был учрежден главный орден страны - Орден Андрея Первозванного. С девизом "За веру и верность" Флагом российского флота стал Андреевский флаг. Серебряный крест на голубом поле напоминает о принятых Андреем страданиях за веру.


Звезда и знак к ордену Андрея Первозванного.
           
Андреевский флаг

       2. В далеком 1325 году в Москве по инициативе Ивана Калиты и митрополита Петра была заложена первая каменная церковь Успения Богородицы. В 1326 году митрополит перебрался из Владимира в Москву и неподалеку от того места, где должен был стоять алтарь собственными руками построил себе гробницу, произнеся пророческие слова: "Бог тебя поставит выше других князей и распространит этот город паче других городов"
       Таким образом, Успенский собор стал не только центром архитектурного ансамбля главной площади города, но и главной святыней зарождающейся великорусской нации.
       Шли годы, собор ветшал, а главное, возросшее влияние Москвы требовало нового духовного образа. К этому времени сюда была перенесена митрополичья кафедра. Решено было строить новый собор на месте старого.
       Где найти мастеров? Попытали счастья псковичи. Возведенный до сводов храм рухнул: сказывалось отсутствие опыта возведения сложных, больших сооружений. За двести с лишним лет монгольского ига были утрачены секреты мастерства. Нужен был представитель архитектурной школы, обладающей таким опытом. И в 1475 году "на Велик день" ( на Пасху) в Москву прибыл итальянский архитектор Аристотель Фиораванти ( ок.1415 -ок.1486) .
       Он блестяще справился с поставленной перед ним задачей: построил великолепное храмовое здание, использовав колоссальный архитектурный опыт своего отечества, удачно вписал его в реальное пространство площади Кремля, и, самое главное, изучив владимирские и боголюбские храмы, создал именно национальный собор, в традициях зодчества Древней Руси.


Успенский собор в Кремле..

       3. Италия - самая музыкальная страна в Европе, да наверное, и в мире. Она дала миру А. Вивальди и К. Монтеверди, Д.Россини и А. Скарлатти, М. Масканьи и Д. Пуччини, Н. Паганини и Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Р.Дриго, Р Леонкавалло… Этот ряд можно продолжать бесконечно.
       Но совершенно особое место в мировой музыкальной культуре занимает ещё один итальянец - Джузеппе Верди(1813-1901). Прошло уже более ста лет со дня его смерти, а его оперы ( всего их было написано 26), не только по-прежнему ставятся на сценах многих театров, но в классических оперных театрах составляют основу репертуара.
        Музыкальное творчество Д. Верди составляет саму суть оперы: сочетание яркой, страстной драматургии и мелодической выразительности. Музыка Верди - душа оперы.
       "Риголетто", "Дон Карлос", "Набукко", многие оперы великого итальянца ставились в разное время в России, шли на подмостках знаменитого Императорского Мариинского театра. Но опера "Сила судьбы" связана с Петербургом и Мариинским театром особым образом. Во-первых, она написана по заказу дирекции этого театра. А во-вторых, сам маэстро Джузеппе Верди поставил эту оперу на главной сцене Петербурга в 1862 году.

Д. Больдини. Джузеппе Верди.
             
Знаменитая сцена
Мариинского Театра.


       4. "Уно, уно, уно моменто…" - пели спутники графа Калиостро в фильме М.Захарова "Формула любви". Именно со слуг, утверждавших по его приказанию, что их хозяину более 1000 лет, и началась легенда этого великого авантюриста.
       В автобиографии, написанной графом для испанской инквизиции, он сообщал, что родился в Медине, где с юных лет впитал всю мудрость Востока, потом учился в Египте у древних коптов, которые и приобщили его к тайным знаниям и традициям высокой магии.
       На самом деле он родился в 1743 году в Палермо, в семье торговца сукном Пьеро Бальзамо. Калиостро - фамилия тетки, к которой Джузеппе, недолго думая, прибавил графский титул.
Может быть, мнимый граф и не владел секретами алхимии и тайной вечной жизни, но приемами гипноза, определенными знаниями по психологии, даром внушения, обладал несомненно. Именно это позволило сделать ему блистательную карьеру. Его с восторгом принимали в Лондоне и Париже, Варшаве и Страсбурге. Дважды, под именем графа Феникса, он побывал в Санкт - Петербурге.
       Закончилась жизнь великого авантюриста грустно: в тюрьме подземелья Сан-Лео около города Урбино. Он умер в 1795 году и был похоронен без отпевания.
       Кем бы ни был этот человек, ему мы обязаны появлением множества литературных произведений. О нем писали Жорж Санд и Екатерина Вторая, А. Толстой и В. Пикуль… Он подарил им вдохновение, а нам - интересные истории.


Алессандро Калиостро.

       5. Русские аристократки любили солнечную, полную полуденной неги Италию и с удовольствием подолгу жили здесь. Некоторые оставались на всю жизнь, становясь благодаря своим талантам, обаянию и красоте частью "культурного ландшафта" это удивительной страны.
       "Русской римлянкой", заслужившей любовь итальянцев, могла оказаться и Юлия Павловна Самойлова (муза и подруга Carlo il Grande - великого Карла Брюллова), и другие русские аристократки.
       Но все-таки "Русская римлянка" - это Зинаида Александровна Волконская( 1792 - 1862), писательница, поэтесса, певица, композитор, хозяйка знаменитого московского литературного салона 1824-1829 годов.
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты…

                                          А.С. Пушкин.


       В московском салоне З.А. Волконской бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.Мицкевич, Д.Веневитинов, С.А Соболевский, Е. Баратынский, А Дельвиг.
       В 1829 году Зинаида Александровна перебирается в Италию и поселяется в Риме, сразу становясь центром притяжения русской культурной диаспоры. Среди её гостей - Н.В. Гоголь, братья Брюлловы, Ф.А. Бруни, А.А. Иванов, М.П. Погодин.

О. Кипренский. Портрет З.А.Волконской.

       6. Итальянцы называли Карла Павловича Брюллова Carlo il Grande - великий Карл. Они обожали его, окружали любовью, почестями, боготворили. В 1833 году в Италии Карл Брюллов (1799-1852) закончил писать свою гениальную картину "Последний День Помпеи".
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

                                                   А.С. Пушкин
       Картину купил русский меценат, потомок известных уральских промышленников Анатолий Николаевич Демидов.
Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день.

                                              Е. Баратынский
       Сейчас шедевр находится в Русском музее в Петербурге.

Карл Брюллов. Автопортрет.
       7.
Италия - роскошная страна!
По ней душа и стонет и тоскует.
Она - вся рай, вся радости полна,
И в ней любовь роскошная веснует
Узрю ль тебя я, полный ожиданий?
Душа в лучах и думы говорят,
Меня влечет и жжет мое дыхание, -
Я в небесах, весь звук и трепетанье!..

                                                  Н. В. Гоголь

       Н. В. Гоголь очень любил Италию, особенно Рим, где прожил с 1837г. по 1849 г. "Что за земля Италия!.. Когда вам все изменит, когда вам больше ничего не останется такого, что бы привязывало вас к какому - нибудь уголку мира, приезжайте в Италию. Нет лучшей участи, как умереть в Риме, целой верстой здесь человек ближе к небу". (Письмо Н. В. Гоголя к Плетневу).В Риме он почти полностью написал "Мертвые души".
"… О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде"

Дом, в котором жил Н.В. Гоголь в Риме.

       8. 23 ноября 1957 года в Италии вышло первое издание романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго". Этот роман (духовная биография автора, в котором нашла отражение эпоха страшных перемен в России) не был опубликован на родине по цензурным соображениям.
       В 1958 году за роман "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Новое издание знаменитого романа.

       9. В 2003 году отмечалось столетие со дня освещения русской православной церкви во Флоренции.
       Этот красивейший пятиглавый православный храм расположен на улице
Леоне Дечимо, 8, и посвящен русскому святому Николаю Чудотворцу. Полное название церкви - Церковь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.
       Храм построен по инициативе великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая Второго. Проект был предложен петербургским архитектором М.Т. Преображенским. В строительстве принимали участие лучшие флорентийские и русские мастера. Роспись на стенах по сюжетам из Библии выполнена художником Васильевым. Храм состоит из двух помещений: Верхняя церковь - Рождества Христова, и нижняя - святителя Николая Чудотворца. Освещена церковь 8 ноября 1903 года.
       Храм, выстроенный в стиле московского зодчества 17-го века, возведен на средства русской колонии во Флоренции. Одни из главных жертвователей - семья Демидовых, мраморный иконостас подарил Николай Второй.

Церковь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.

       10. Большой венецианский канал часто сравнивают с Летой, протекающей, согласно поверьям древних греков, в царстве мертвых. Души умерших отпивают из её вод и забывают все, что осталось позади. И сам город, лукавый, двойственный, где каждый дом повторяется в своем отражении в воде, стоит как бы на границе двух миров: реального и иррационального, потустороннего. Наверное, поэтому люди иногда приезжают сюда умирать.
       В Венеции, на острове Сан-Микеле (Святого Михаила Архангела), находится знаменитое кладбище, куда тела умерших доставляют на гондолах. Долгое время на этом острове находился монастырь, но по распоряжению Наполеона в 1807 году остров преобразован в венецианское кладбище. На кладбище три отдела; католический, православный и протестантский.
       Здесь покоятся и наши соотечественники - Игорь Стравинский, Сергей Дягилев и Иосиф Бродский. Такова была их воля.

Вид на остров
         
Могила Иосифа Бродского

       11. Творческим идеологом глобальной реконструкции, вызванной разрушениями в древней столице после наполеоновского нашествия, стал любимец императора Николая Первого, Константин Андреевич Тон (1794 - 1881).
       К.А. Тон родился в 1794 году, в 1803 был определен в Петербургскую академию художеств, которую окончил в 1815 с золотой медалью. В 1819 году молодой архитектор отправился за границу в "пенсионерскую" поездку. Безусловно, именно посещение Европы, а особенно Италии завершило формирование художественного мировоззрения молодого архитектора. Тем более, что изучение памятников архитектуры проходило очень активно. Тон учится в работе: в Риме делает проект церкви в форме древней базилики, компонует по заказу римской академии проект госпиталя, представляет свои работы во Флорентийскую академию художеств и становится её членом.        Но все-таки главные проекты К.А. Тона - впереди.
В 1929 году К.А.Тону предлагается создать проект нового величественного храма в честь победы России над Наполеоном. Храм Христа Спасителя будет возведен по его проекту. На завершение строительства понадобится почти 44 года.
       А в 1837 году К. А. Тон приступает ещё к одному масштабному проекту - строительству Большого Кремлевского Дворца. И с этой задачей ему удается успешно справиться.

Восстановленный храм Христа Спасителя
   
Большой Кремлевский дворец

       12. В 1980 году в свет вышел первый роман Умберто Эко, итальянского ученого-философа, специалиста по семиотике. Он назывался "Имя розы", и его появление знаменовало собой появление фактически нового жанра в литературе - жанра философско-детективного романа.
       В 1988 году выходит роман "Маятник Фуко", в 1994 - "Остров Накануне", в 2000 - "Бауделино" .
       Российские читатели познакомились с творчеством Умберто Эко только в 1990 году. Роман "Имя розы" вышел в издательстве "Симпозиум" в переводе Е. Костюковича. Там же и в том же переводе были опубликованы и другие романы итальянского писателя.

Обложка итальянского издания романа Умберто Эко "Имя розы"

       13. "Маска, маска, я тебя знаю…" Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка. Первое упоминание о нем относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово "карнавал" произошло от латинского "carne vale", что означает "прощание с мясом". Но истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски. К классическим маскам венецианского карнавала относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.
Но, все-таки, настоящими героями праздника являются маски итальянской комедии дель арте. Карло Гоцци, автор знаменитой "Турондот" считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству. Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони. Поэтому Арлекин, Пьеро, Панталоне, Бригелла, Тарталья - по праву герои праздника, а Коломбина стала символом венецианского карнавала.

Венецианские маски.




Улитка.

       14. Нездоровые темпы жизни, глобализация, утрата национальных традиций, в том числе и кулинарных, гастрономических…
       Со всем этим решил бороться бывший журналист, а теперь организатор и президент международного движения Slow Food Карло Петрини. "Slow food", что в переводе означает "медленная", а лучше "неспешная еда", символом движения является улитка. Она ползет по миру с 1986 года в противовес появившемуся в Риме Макдональдсу. Его суть - в поддержании национальной кухни, местных фермеров, поставщиков и рестораторов.
       Сегодня представительства Slow Food есть уже во многих европейских странах, Японии и "логове" Фаст Фуда - США. Возрождаются забытые этнические культуры, такие как: лигурийский картофель, греческие яблоки, сыры из молока яков, производимые в тибетских монастырях, продукты из мяса наших северных оленей. Ряды слоуфудистов пополняются не только за счет протестного голосования - противников Фаст Фуда, но и за счет любителей вкусно поесть. Чтобы привлечь в свои ряды новых сторонников, в Турине слоуфудисты проводят ежегодные ярмарки хорошего вкуса.

Главный слоуфудист Карло Петрини

       15. Неореализм - течение в послевоенном итальянском кинематографе, достигшее наибольшего размаха с 1945 по 1955 годы. Этот стиль вывел искусство кино на новый уровень, вернув на экран заботы, чаяния, наконец, просто жизнь обыкновенного рядового человека, вынесшего на своих плечах ужасы войны, пытающегося освоиться в сложном послевоенном мире.

Неореализм стремился с максимально возможной достоверностью отражать факты и события из жизни простых людей: рабочих, представителей городских низов. Это должен был быть новый другой уровень правды. Съемка на улице, а не в павильоне. Камера не зафиксирована, а свободно передвигается с места на место. В съемках часто участвуют непрофессионалы. Допустимо отсутствие жесткого сценария, по ходу работы меняются диалоги.

Эстетические принципы неореализма в киноискусстве изложил Чезаре Дзаваттини, итальянский писатель, сценарист, теоретик кино. Свои взгляды он развивал в работе "Некоторые мысли о кино", в статьях и выступлениях.

Художественным манифестом нового направления стал фильм Роберто Росселини "Рим - открытый город" (1945). Фильм рассказывал о жестоких репрессиях нацистов против участников итальянского Сопротивления в 1944 году. Росселини действительно пришлось снимать прямо на улицах Рима, поскольку павильоны киностудии "Чинечитта" были разрушены в ходе боевых действий. Он был вынужден пользоваться плохой пленкой, приобретенной у фотографов и склеенной в рулоны- настоящей кинопленки практически не было. В итоге получилась картина, напоминающая кинохронику и обладающая потрясающим уровнем достоверности и реализма. Именно такого уровня правды и требовал от художников Ч.Дзаваттини.

Успех картины Витторио де Сика "Похитители велосипедов" заставил заговорить об итальянском неореализме весь мир. Неореализм стал классикой кинематографа.

Л. Висконти, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа свои лучшие фильмы сняли именно в этом стиле Итальянский неореализм открыл миру и очень крупных актеров 20- го века. А. Маньяни, А. Фабрици, Тото.

       16. Озеро Magnifica Patria ("великолепная родина") - самое большое озеро Италии. Оно находится между регионами Ломбардия, Венето и Трентино.

Берега этого озера, обитаемые уже с бронзового и железного веков, видели сменяющих друг друга лигуров, венетов, этруссков и галлов, вплоть до римского завоевания. Тогда оно называлось Бенекус. Современное имя - Гарда - озеро получило от названия одного из городов восточного побережья.

В 15-ом веке хозяевами озера стали миланские герцоги Висконти. Миланскому владычеству противостояла "Великолепная родина" - союзная организация, состоящая из 34 независимых государств брешианского побережья и находившаяся под протекцией Венеции. Отсюда еще одно название этого красивейшего озера.

"Это озеро прекрасно, как исток творения" - написал о нем американский поэт Д.Э. Лоуренс.


Красоты озера Гарда.

       17. Светлейшая Республика Венеция или Республика Святого Марка, просуществовавшая в общей сложности более 1000 лет - уникальное государственное образование. Аристократическая республика с более чем тысячелетней историей. В 697 году жители Венецианских островов решили объединиться под общим управлением для совместной борьбы с лангобардами. Своим руководителем, вождем они избрали Пауло Лучио Анафесто. Впоследствии эта должность получила название дож. Дож - предводитель, верховный глава республики. Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семейств Венеции, как правило, пожизненно. Правда, иногда им не удавалось дожить до своего естественного конца. Власть дожа была значительно ограничена. Имея право участвовать во всех советах, он не мог навязывать свое мнение. Дож не мог принимать самостоятельные решения. Его контакты и переписка контролировались членами Большого совета. Он не мог покидать пределов Венеции и иметь собственность за пределами государства. Ежегодно в праздник Вознесения дож проходил церемонию обручения с морем. В окончательном варианте церемонии дож бросал в море освященный золотой перстень со словами: "Мы женимся на Вас, Море" и объявлял, что Венеция и море являются неразрывным целым. Церемония начиналась на площади Сан-Марко, потом дож на торжественной процессии лодок двигался к форту Сан-Андреа вблизи Лидо.

Но площади Святого Марка находится и великолепный Дворец дожей, который был главной резиденцией правителей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и тайная полиция. Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио. Строился этот изумительный памятник итальянской готической архитектуры больше сто лет - с 1309 по 1424 годы.

Институт дожей в общей сложности просуществовал ровно 1100 лет. Последний дож Лодовико Манин подписал свое отречение в 1797 году.


Дворец дожей. Венеция.

       18. 14 февраля человечество отмечает День Святого Валентина. В этот день Католическая Церковь отмечает память двух одноименных святых: просвитера - Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. В житии пресвитера Валентина Римлянина, сказано, что он был обезглавлен по приказу императора Клавдия после того, как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия. Похоронен, по преданию, на Фламиниевой дороге, где около 350 года была построена базилика.

О Валентине, епископе Тернийском, в католическом мартирологе говорится, что он, будучи искусным врачом, излечил сына важного сановника в городе Интерамне (современное название города - Терни) от тяжелой болезни, причем не столько своим врачебным искусством, сколько горячей молитвой. После этого многие жители города уверовали во Христа. Услышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть. Могила находится в городе Терни. Над ней также возведена древняя базилика.

15 января 2003 года состоялась передача в дар Русской православной церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамского. Ковчег с частицей мощей находится в Храме Христа Спасителя в Москве.

В позднем средневековье житие святого Валентина Интерамского постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюбленных пар. Согласно которым император Клавдий 2-ой запретил воинам жениться, чтобы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих, за что был приговорен к смерти. Перед смертью он исцелил слепую девушку, дочь тюремщика, послав ей прощальное письмо - "валентинку"


Святой Валентин

       19. Древнейшей основой итальянского этноса являлись итальянские племена, заселившие большую часть Апеннинского полуострова в 1-ом тысячелетии до нашей эры. Одно из них - латины, основавшие Рим в 4-5 вв. до н.э. Античная традиция и археологические материалы представляют латинов преимущественно пастушескими и земледельческими племенами. Религия латинов характеризуется пастушескими и земледельческими культами, магическими обрядами, оказавшими огромное влияние на религию Древнего Рима.

Латины дали название латинскому языку, ставшему не только основным языком Древнего Рима и римской литературы, но и официальным языком Римской империи, оказавшим большое влияние на формирование романских языков.

В римской мифологии латины связаны с легендарным царем Латином, сыном Фавна и Марики. Он почитался в Древнем Риме как Юпитер Латиариус, святилище находилось на Альбанской горе. Латин, как считалось, исчез неведомым образом, поэтому в праздник либерарий на перекрестках ставились качели, качаясь на которых разыскивали Латина на земле и на небе.


Бронзовая Капитолийская волчица - символ Рима.

       20. Самое маленькое государство в мире - город-государство Ватикан. Название происходит от названия холма, на котором Ватикан расположен - Mons Vaticinus. "Vaticinia" - в переводе с латинского - "место гаданий". В античности территория Ватикана не была заселена, так как в Древнем Риме это место почиталось святым. В 326 году, после прихода христианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина. После этого место стало заселяться.

Форма правления в городе-государстве - абсолютная теократическая монархия. Главой государства является папа, избираемый пожизненно, а в его отсутствие камерлинг Св. Римской церкви.

Сейчас Ватиканом управляет папа Бенедикт 16-й.

Официальными государственным языками являются латынь и итальянский. Постоянного населения нет. Проживают: папа, руководители Римской церкви, служащие ватиканских учреждений - около 2500 человек.

Валюта - ватиканская лира, чеканится в основном для нумизматов.

Ватикан - наследник Папской области, существовавшей с 756 года, после того как франский король Пипин Короткий подарил папе Стефану 2-му Рим и несколько провинций Италии. Как независимое государство в современных границах Ватикан оформился в 1929 году.


Герб Ватикана.
      
Собор Святого Петра в Ватикане.

       21. "Владыки мира - народ, одетый в тоги" - писал о соотечественниках римский поэт Вергилий в "Энеиде". И уже из этого можно заключить, какое значение в Древнем Риме придавалось одежде. Одежда римлян указывала на римское гражданство. Только граждане города Рима могли носить тогу. Тога - это одежда господ, рабовладельцев. Она не предназначена для активной физической деятельности, в ней удобно вести политические или философские дискуссии, выступать в Сенате. Римская тога - символ римского гражданства и мирного времени - представляла собой кусок шерстяной ткани в форме эллипса или сегмента большого размера, который драпировали определенным образом. Причем вряд ли знатный римлянин мог справиться с этим делом в одиночку, без помощи раба. Позже, уже в конце республики и при империи в составе городской челяди появились рабы-специалисты, умеющие расправить и уложить складки тоги. Тога указывала на официальный статус владельца: должностные лица и жрецы носили белые тоги с пурпурной полосой. Полководец - триумфатор, возвращаясь в Рим с победой, облачался в пурпурную тогу, позднее её будут носить императоры.

Под тогу обычно надевалась туника. Туника представляла собой шерстяную рубаху с короткими рукавами или без них. Знаковая роль туники сводилась к тому, что на неё наносилась полоса пурпурного цвета, отличавшая представителей высших сословий - сенаторов и всадников - от остальных граждан.

Кроме официальной одежды в Древнем Риме существовало и множество видов повседневной одежды. Например, разнообразные плащи: лацерна, пенула, военный плащ сагум.


Римская тога

       22. Идеалом женской красоты в Древнем Риме была статная, величественная матрона, одетая в тунику и столу. Волосы обычно заплелись в косы, поднимались наверх и укладывались в замысловатые прически.


Прически римлянок.



Римлянка, одетая в столу.


       23. Возрождение - культурная эпоха, предложившая уникальный способ отношения к миру. Сущность этого способа с одной стороны определялась обращением к античной гармоничной модели мира, а с другой -принципиально новым, даже для античности, представлением о центральном месте человека во Вселенной. И не случайно, родилась эта великая культурная эпоха в Италии. Великая и естественная античная культура открыла миру простор для развития, а здоровый не испорченный авторитарностью взгляд на жизнь давал возможности личностного развития, соответствия личности задачам эпохи. "Колыбелью Ренессанса" стала Флоренция. Потому что именно Флоренция играла ведущую роль в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения.

"Сначала была слово…" И раннее Возрождения проявилось, в первую очередь, в литературе. Во Флоренции начинает творческий путь Данте Алигьери(1256-1321), которого называют предтечей литературы Возрождения. Он формирует новый язык, близкий к современному итальянскому, в "Новой жизни" и в "Божественной комедии" уже звучат мотивы, ноты новых идей - идей эпохи Возрождения. Данте возвеличивает, обожествляет свою возлюбленную - простую земную женщину. Это новое отношение к человеку.

       Флорентинец Франческо Петрарка подхватывает эту идею, формулирует основные принципы новой эпохи, в своем творчестве обращаясь к изучению страстей и противоречий человеческой души. Это новая литература, с новым отношением к жизни и человеку. Так, может быть стихийно, формируется новый тип личности - сильной, энергичной, иногда необузданной.

Эти идеи, но совершенно по-своему, развивает в своем творчестве Джованни Боккаччо, тоже уроженец Флоренции, автор знаменитого "Декамерона". Его герои, может быть менее поэтичны, но они активны, жизнерадостны, и очень жизнелюбивы.

В изобразительном искусстве Проторенессанс представлен именем художника Джотто, а раннее Возрождение именами уроженцев Флоренции Донателло и Вероккьо.

       24. Флоренция - Флорентия - цветущая. "… Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и её свободу". Этот удивительный город из века в век рождал не просто незаурядных - гениальных людей. Среди знаменитых флорентинцев:

Данте Алигьери (1265-1321) - поэт, один из создателей современного итальянского языка, автор "Божественной комедии"

Джотто (1276 - 1337) - художник и архитектор, основатель итальянской школы живописи, разработавший абсолютно новый подход к изображению пространства.

Джованни Бокаччо (1313 - 1375) - поэт и писатель, представитель литературы эпохи раннего Возрождения, автор "Декамерона"

Филиппо Брунелески (1377 - 1446) - великий итальянский архитектор эпохи Возрождения. Купол кафедрального собора, построенный по его проекту, до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, спроектированная таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города. "Великое , вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли".

Сандро Ботичелли (1445-1510) - художник, представитель тосканской школы, со своим неповторимым стилем и своей темой в живописи. Один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию.

Донателло, Америго Веспуччи, Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонарроти, Бенвенуто Челлини, Джорджо Вазари, Карло Коллоди, Флоренс Найтингейл… Ряд бесконечен.


Вид Флоренции.

       25. Библейский пастух - израильтянин Давид, убивший великана Голиафа и защитивший свой народ от филистимлян, был знаковой фигурой для Флоренции эпохи Возрождения. Флоренция всегда отчаянно отстаивала свою независимость.

Образ юноши - пастуха, вставшего на защиту своей родины, вдохновлял художников и скульпторов. Кроме того, Давид - покровитель Флоренции.

Но помимо внешних видимых причин, был ещё и внутренний побудительный стимул. Прекрасный юный Давид, практически безоружный, выходящий на битву с непоколебимой верой в свои силы, безусловно, персонаж эпохи Возрождения. Художникам хотелось выразить свое время.

Два знаменитых флорентийских скульптора взялись за эту тему. Донателло (1386 - 1455) и Микеланджело (1475-1564)

"Давид" Донателло (1440 - 1443) - это заря, молодость эпохи. Молодой юноша смотрит на поверженного врага ни столько с радостью, сколько с удивлением, не совсем веря в произошедшее. Здесь есть нечто от чудес, присущих идеалам средневекового искусства.

"Давид" Микеланджело (1504) - это уже символ эпохи Возрождения. Прекрасный, сильный, уверенный в своих силах человек, готовый к победе над кем угодно.


Донателло. Давид
                  
Микеланджело. Давид

       26. Бронзовый всадник - воин, сильный, умудренный опытом, с капитанским жезлом в руке медленно удаляется от стен падуанского собора Санто. Вместе с ним, кажется, уходит эпоха раннего Возрождения. Это её великолепная точка. Уроженцу Флоренции Донателло удалось создать знаковое для своей эпохи произведение, в котором выразились все характерные признаки и идеи времени.

Памятник поставлен человеку. Не мифологическому герою, не библейскому персонажу - конкретному человеку. Известно не только его имя Эразмо да Нарни, но и прозвище - Гаттамелата - Пестрая Кошка. Его так называли за вкрадчивые, но грозные манеры и испорченное оспой лицо.

На пьедестал вознесен земной человек. В своей мудрости, достоинстве, силе равный олимпийскому богу.

Впервые со времен Средневековья памятник ставится конкретному человеку за личные заслуги: исправную службу и воинскую доблесть. Гаттамелата - кондотьер, профессиональный воин. Последние десять лет службы отданы защите Венецианской республики.

В это работе Донателло снова раздвигает границы творческих возможностей человечества, нащупывая закономерности скульптурного искусства. Памятник стоит на высоком пьедестале, поэтому ноги всадника должны быть чуть короче, ноги лошади толще. Донателло ищет и находит профессиональные приемы, позволяющие создать идеальное произведение искусства. Для мастеров эпохи Возрождения примером были работы античных скульпторов, но они и сами оставили великие образцы следующим поколениям.


Донателло. Памятник кондотьеру Гатамелате. 1443-1445гг.

       27. Для надгробия папы Юлия Второго в Сан-Пьетро-ин-Винколи Микеланджело Буонарроти (1475-1564) сделал несколько скульптур, в числе которых и "Скованный раб". Работа датируется 1512-1513 годами.

Самое начало 16-го века, время Высокого Возрождения… А провидец Микеланджело, благодаря своей гениальной интуиции, уже почувствовал какой-то надлом. Так ли безграничны возможности человека? И появилась это поразительное работа. Скульптура - загадка, скульптура - сомнение. Разные ракурсы, разные точки осмотра - разные ответы. Сможет разорвать путы скованный раб, сможет ли человек стать по- настоящему свободным? Надежда то вспыхивает, то угасает…

Крайняя правая точка осмотра - перед зрителем бессильный пленник. Зритель движется к центру, на глазах напрягаются, растут мышцы узника, раб готов превратиться в героя. Крайняя левая точка - напряжение ослабевает, сил не хвалило, в глазах раба появляется выражение отчаяния.

"Скованный раб", наверное, первая в мире скульптура, требующая динамического осмотра.


"Скованный раб" Микеланджело

       27. Если великий Данте был предвестником, предтечей эпохи Возрождения в литературе, то подобный прорыв в живописи совершил другой флорентинец - Джотто (1276 - 1337).

Его творчество явилось духовным мостом между искусством средневековья и Возрождения. Он ввел в принципиально двухмерный, пренебрегающий перспективой живописный мир средневековья объем, иллюзию трехмерности, живые человеческие чувства.

Упрощенно говоря, он научил человечество рисовать. Как сказал о Джотто Джорджо Вазари, его современник, художник, скульптор, историк искусства: "Он был рожден, чтобы просветить живопись".

В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы Арена в Падуе (около 1305 - 1308 гг.) и пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче ( около 1320 - 1325 гг.)


Паоло Учелло. Портрет Джотто.

       29. Пенула - род плаща, вошедший в гардероб римлянина во 2-ом веке н.э. В крое - круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. По виду схожий с современным пончо.

Обычно пенулы шились без рукавов. Поэтому Мессала говорит об ораторах, "словно запертых в пенуле", а Цицерон в качестве доказательства невиновности обвиняемого указывает на его одежду: на нем была пенула, которая держала его "как в сетях".

Это была и мужская и женская одежда, которую надевали даже иногда поверх тоги.

Знатные римляне обычно шили пенулы из мягкой дорогой шерсти, которую изготавливали в Апулии, Калабрии и Таренте. Римские франты разгуливали по городу в белых пушистых пенулах в сопровождении рабов. Но ни погонщик мулов, ни солдаты, ни рабы не могли себе позволить носить такую одежду. Материалом для их пенул служило грубое толстое сукно. Иногда пенулу шили из кожи. Пенулы для рабов -носильщиков часто делались с рукавами или с отверстиями для рук.


Римский плащ - пенула

       30. Родоначальник европейской поэзии, идеолог эпохи Возрождения, автор многочисленных трактатов по истории, литературе, политике и даже медицине, церковный и политический деятель, полемист, дипломат, альпинист… И все это один человек. Человек эпохи Возрождения. Франческо Петрарка (1304-1374).
       Ну что заставило его в 1336году лезть на вершину горы Мон-Ванту? Идеи. Идеи эпохи, которую он творил. Главное ценность в мире - человек, который может все. Может писать гениальные стихи, делать великолепные статуи, покорять любые вершины.
       Интересы Петрарки были разнообразны, но главной темой его жизни была любовь. Любовь к матери, к родине, к друзьям, к Женщине. Высокая и неразделенная, как и все чувства в эту героическую эпоху, она приобрела космические масштабы и вылилась в стихи - сонеты, канцоны, баллады. Они составили "Книгу песен" ("Канцоньере"), на долгие годы определившую пути развития европейской поэзии.
       Франческо Петрарка родился в небольшом городке близь Флоренции, куда был выслан его отец. Учился во Франции . Здесь же в 1327 году встретил любовь всей своей жизни. Его избранницу звали Лаура.
Благословен день, месяц, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Лаура де Нов(1308- 1348). Рисунок 15-го века
      
Франческо Петрарка (1304-1374)

       31. Этого литературного героя, действительно, любят и в России, и в Италии.
В Италии его зовут Пиноккио, у него вырастает длинный нос всегда, когда он говорит неправду. Его придумал Карло Лоренцо (1826 - 1890) итальянский писатель и журналист, взявший псевдоним Коллоди по названию деревушки в Тоскане, где родилась его мать. Полностью книга называлась "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы" и публиковалась в виде романа - фельетона на страницах "Газеты для детей". Это было в 1881 году, а в 1883 повесть вышла отдельным изданием, потому что очень понравилась юным читателям. Эту веселую книгу с удовольствием читают и современные дети, а куклы Пиноккио являются популярным сувениром для юных гостей Флоренции, родного города Карло Коллоди.


Куклы Пиноккио в витрине магазина во Флоренции.

       Первый перевод книги на русский язык был сделан в 1906 году. А в Буратино Пиноккио превратился под пером замечательного русского писателя А.Н.Толстого. В 1936 году он написал повесть - сказку "Золотой ключик, или Приключения Буратино" по мотивам произведения К.Коллоди. Эта сказка пользуется огромным успехом уже не у одного поколения юных россиян.

       32. Итальянская кухня пользуется у гурманов заслуженной славой. Она, может быть, и не такая изысканная, как французская, но зато очень разнообразная, а главное, если можно так сказать, естественная. Итальянцы стараются не подавлять натурального вкуса продуктов. Если блюдо из риса, а в ризотто, паэльи и плове основа рисовая, то во главу угла и должен быть поставлен вкус именно этого продукта.
Для ризотто используют особый рис - круглый, богатый крахмалом. Для любителя вкусно поесть музыкой звучат уже названия сортов этого особого риса: арборио, виалоне нано, карнароли. Рис должен быть обжарен до прозрачности и затушен. Вся соль блюда в том, чтобы при общей кремовости, легкости и воздушности можно было почувствовать твердую естественную сердцевину риса. Внутри зерно должно быть " аль денте" . А вот наполнитель ризотто может быть любой: мясо, грибы, овощи или любимые итальянцами морепродукты.


Ризотто с дарами моря.
      
Ризотто с фенхелем по-венециански.


       33. Squadra Assurra - голубая команда… Почти голубая мечта. Сборная Италии по футболу. Обожаемая, боготворимая, горячо поддерживаемая всей страной. Чемпион Олимпийских игр (1936), чемпион Европы(1968), четырехкратный чемпион мира(1934,1938, 1982, 2006)!
Но итальянские тиффози, да и поклонники этой команды по всему миру любят её не только за результат. Великолепен обычно сам процесс. Итальянский футбол - это страсть, отточенная техника, интрига. Спектакль с открытым финалом, который может окончиться триумфом, как это было в 2006 году, а может оборваться национальной трагедией, как в 1994. Когда в Америке при 40 - градусной жаре в матче с бразильцами гениальный Роберто Баджо, нечеловеческим напряжением воли втащив своих через дополнительное время в серию послематчевых пенальти, промахнулся. И вся команда, молча, стояла вокруг упавшего на траву поверженного капитана.


Сборная Италии образца 2006 года.
            
Великий Роберто Баджо.


       34. Прославляя римскую цивилизацию Гораций писал в своей знаменитой оде: "…буду возрастать я славой вечно молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой". Безмолвная дева, возносящая вместе с верховным понтификом ежегодное публичное молебствие о благополучии Рима, - великая весталка.
       Весталки - жрицы богини Весты в Древнем Риме. В их обязанности входило поддержание священного огня в храме, сохранение чистоты в храме, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Весталки окружались в Древнем Риме большим почетом. Их особа считалась неприкосновенной (поэтому им часто отдавали на хранение завещания и другие документы), их носилки сопровождали ликторы, при определенных условиях они имели право разъезжать в колесницах. Если им встречался ведомый на казнь преступник, они имели право его помиловать.
       Для того, чтобы стать весталкой, необходимо было: патрицианское происхождение, подходящий возраст - от 6 до 10 лет, абсолютное здоровье, "место прописки" родителей - Рим. Из 12 кандидаток отбиралось 6. Весталка уходила из семьи и подчинялась старшей, великой весталке. Великая весталка получала приказания от самого верховного понтифика. Срок службы весталки - 30 лет. 10 - обучение, 10 - непосредственно служба, 10 - обучение других. Все время службы весталки должны были сохранять целомудрие. Нарушение этого обета каралось смертью. Согласно легенде за нарушение обета безбрачия была подвергнута казни весталка Рея Сильвия - в римской мифологии мать Ромула и Рема. По приказу своего брата Амулея она была закопана в землю, но её спас бог реки Тибр, и она стала его женой. Вообще, весталкам не запрещалось выходить замуж после окончания службы, но они редко пользовались этим правом.
       Институт весталок просуществовал приблизительно до 391 года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь бы погашен, храм Весты закрыт. Последней великой весталкой была Коэлия Конкордия.
       Средневековая церковь почитала весталок и считала их прообразом Девы Марии.

       35. Венеция - город на воде. Один из основных видов транспорта, особенно для туристов, - гондола. Размеры и конструкция венецианской гондолы установлены законом ещё в 18-ом веке. Длина составляет 11,05 метра, ширина 140 см, дно плоское без киля, вес около 400 килограммов. При изготовлении гондолы используется 9 сортов дерева. После этого корпус лодки покрывают черным лаком. У гондолы традиционно одно весло, исторически это вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Управление венецианской гондолой требует силы, ловкости и большого мастерства. Поэтому гондольер - мужская профессия. Количество лицензий на работу гондольером в Венеции строго ограничено. Их всего - 425. Нередко - это семейное дело, и лицензия передается по наследству.


Опасная работа венецианского годольера.

       36.
Все в памяти смущенной умирает -
Я вижу вас в сиянии зари,
И в этот миг мне бог любви вещает:
"Беги отсель иль в пламени сгори!"
       Данте Алигьери(1265 - 1321) (а символом всепобеждающей любви является именно он) предпочёл гореть. Это испепеляющее пламя в душе делало его несчастным и давало неземное блаженство, лишало покоя и заставляло творить. Ему не хватало слов, чтобы воспеть возлюбленную, и он создал новый язык, на котором сейчас говорит вся Италия. Любовь Данте, действительно, победила смерть и время, он сумел сохранить образ возлюбленной Беатриче в веках. В своих пронзительных сонетах, в романтизированной биографии "Новое время" (1295), в бессмертной "Божественной комедии"(1321).
       В поисках умершей Беатриче Данте, и автор, и герой "Божественной Комедии", отправляется в путешествие по кругам Ада, его сопровождает Вергилий, знаменитый поэт Древнего Рима. Проходит Чистилище.
       С Беатриче Данте встречается в Раю. Совершенно в духе идей грядущего Возрождения он обожествляет любимую. Высшим проявлением райской жизни Данте считает "любовь, что движет солнце и светила".
       Благодарные итальянцы чтят память своего великого земляка, ежегодно, 15 мая, отмечая день его рождения. 2010 год - год особенный, юбилейный. Италия, а вместе с ней и весь мир, будут праздновать 745-летие гениального поэта, Данте Алигьери.


Данте на фреске виллы Кардуччо А. дель Кастаньо.


       37. Рисорджименто - в переводе с итальянского "возрождение, обновление" - термин, обозначающий период борьбы за политическое объединение Италии. Как не парадоксально, но Италия, не смотря на свою многовековую историю, государство сравнительно молодое. В современных границах страна существует немногим более ста лет. Борьба за единую Италию началась с конца 18-го века. Наиболее ярко о ней рассказала англичанка Э. Войнич в своем знаменитом "Оводе". Хотя среди участников национально-освободительного движения, возглавляемого Д.Гарибальди и Д. Мазини, было немало литераторов - итальянцев. Например, известный итальянский писатель и критик Карло Коллоди, нам больше знакомый по детской книге "Приключения Пиноккио", и Раффаэлло Джованьоли, автор очень популярного в России "Спартака".
       Хочется отметить ещё один интересный факт. Молодой капитан шхуны "Клоринда" Джузеппе Гарибальди впервые познакомился с политическим эмигрантом Д.Ж. Кунео и вступил в тайное общество " Молодая Италия", ставившее своей целью освобождение и объединение родной страны в Таганроге. Здесь ему поставлен памятник.
       Окончательное объединение Италии завершилось к 1870 году.


Карло Коллоди.
 
       
Бюст Р.Джованьоли
 
      
Монумент Гарибальди
в Таганроге.
       38. Башня Пирелли - это символ того, что у Италии есть не только великое прошлое, но и яркое динамичное будущее. Небоскреб в Милане - сама по себе идея казалась революционной. Её выдвинул в 1950 году Альберто Пирелли, президент шинного концерна "Пирелли". Предложил построить принципиально новое здание на том самом месте, где в 19-ом веке разместились первые производственные мощности его компании.
       Башню спроектировал Джио Понти при участии Пьера Луиджи Нерва. Она имеет необычную для того времени шестигранную форму. При высоте 127 метров башня Пирелли долгое время была самым высоким зданием в Италии.


Башня Пирелли.


       39. "Город неописуемой красы", "влажная жемчужина Европы", " её каналы, как громадные тропы, манят в вечность" - это все о Венеции.
Колоколов средневековый,
Певучий зов, печаль времен,
И счастье жизни вечно новой
И о былом счастливый сон.
И чья-то кротость, всепрощение
И утешенье: все пройдет!
И золотые отражения
Дворцов в лазурном глянце вод...
 
И. Бунин.        
 

Каналы Венеции.


       39. Иногда трудно представить, что этот волшебный город - рукотворный. И тем не менее это так. Бежавшие от нашествия варваров сюда, на острова, в это болотистое место люди буквально отвоевывали свой город у моря. Была создана сеть каналов, земля из которых использовалась для приподнятия и укрепления островов. Так в Венеции появился Большой канал и другие многочисленные каналы. 118 островков соединились между собой посредством 400 мостиков. Острова укреплялись сваями, причем в качестве свай использовались бревна из русской лиственницы. Так что Венеция стоит на нашей русской лиственнице, которая практически не гниет в воде! И все-таки городу угрожает опасность. Венеция постепенно уходит под воду. На протяжении 20-го века город погрузился в воду на 23 см. Основные причины бедствия - промышленный забор воды из артезианских скважин, и, как следствие понижение водоносного слоя земли, возрастающее давление наземных объектов. По расчетам ученых Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году. Спасти уникальный город предполагается с помощью возведения герметичных барьеров вокруг Венеции.

       40. Святой Райнерий - очень авторитетный святой в Италии. Купец, оставивший свое богатство, ставший отшельником, совершивший много чудес в святой земле и посвятивший свою жизнь помощи бедным. Когда-то его прозвали Водяным, потому что он лечил людей, в том числе и святой водой. Итальянцы с удовольствием отмечают день его памяти 17 июня. Но с особой радостью это делают в Пизе, покровителем которой он является. В главном соборе этого города хранятся его мощи.
       Конечно, в первую очередь, Пиза знаменита архитектурной ошибкой - Падающей башней. Она была построена в 1173 году и наклонилась в результате просадки грунта. С тех самых пор Пизанская башня - визитная карточка не только Пизы, но часто и всей Италии.
       И тем не менее, Пиза интересна не только своей знаменитой башней. У этого города замечательная история. С 1085 по 1509 Пизы - одна из мощнейших морских республик, участвует в Крестовых походах, получает право беспошлинной торговли в Иерусалимском королевстве. Нормы морского права европейских государств впервые формулируются в пизанских "Морских законах и обычаях" .
       А дальше - время расцвета архитектуры, живописи и науки. Возводится комплекс Площади Чудес - Кафедральный собор, Баптистерий, строятся многочисленные церкви, в 1342 году открывается университет, самым знаменитым выпускником которого станет Галилео Галилей.
       В наше время в этом университете работали Нобелевские лауреаты по физике Э. Ферми и К. Руббиа
       А Падающая башня, кстати, очень пригодилась Галилею: он бросал с неё камешки, изучая свободное падение.


Пизанская башня.

       Литература:
1. Калюжная Л., Иванов Г., 100 великих писателей. М.: "Вече", 2000
2.Литературный энциклопедический словарь. М.: "Советская Энциклопедия", 1987.
3. Серия "Жизнь замечательных людей". М.: "Молодая гвардия"
4.Артамонов С.Д., Сорок веков мировой литературы. М.: "Просвещение", 1998.
5. Аронсон М., Рейснер С., Литературные кружки и салоны. М.: "Аграф", 2004
6. Арган Д.К., История итальянского искусства. Т.1-2 . М.: 1990.
7. Самин Д.К., 100 великих памятников. М.: "Вече", 2001.
8.Всеобщая история искусств. Т.1,3. М.: "Искусство", 1962.
9.Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М.: "Изобразительное искусство", 1987.
10. http://www.italyproject.ru/
11.www.italia-ru.it
12.http://florencia.narod.ru/




           Назад к 'конкурсам'

Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.