Детская страница |
![]() |
![]() |
![]() |
Главная Оглавление Новости Конкурсы Контакты | |||||||||||||||||||||||||||
|
Михаил Юрьевич Лермонтов
Этот вечер мы посвятим Михаилу Юрьевичу Лермонтову, которому в этом году исполняется 200 лет и чье творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Он был гениальным человеком, но это замечали далеко не все, кто общался с ним. Многие в высшем свете считали его лишь насмешливым, порой очень неприятным собеседником. Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера.
Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями. Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Многие современники, а потом исследователи творчества Лермонтова отмечали его так называемый байронизм. Обращал на это внимание, к примеру, Александр Блок. А вот какое впечатление произвел Лермонтов на Ивана Сергеевича Тургенева, который увидел его в доме княгини Шаховской. «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Известно, что он некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.» А вот свидетельство Ивана Ивановича Панаева, русского писателя, который вместе с Н.А. Некрасовым основал и издавал знаменитый журнал «Современник»: «Наружность Лермонтова была очень замечательна.
Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго. Лермонтов знал силу своих глаз и любил смущать и мучить людей робких и нервических своим долгим и пронзительным взглядом… Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был общителен. У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен…» Как же соединить эти два понятия о Лермонтове-человеке и о Лермонтове-писателе? Как писатель он поражает прежде всего умом смелым, тонким и пытливым: его миросозерцание уже гораздо шире и глубже Пушкина – в этом почти все согласны. Он дал нам такие произведения, которые обнаруживали в нем громадные задатки для будущего… Отчего же большинству своих знакомых он казался пустым и чуть не дюжинным человеком, да еще со злым сердцем? С первого раза это кажется странным.
Но это большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелко плавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры. Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям. Он не отыскивал людей, равных себе по уму и по мысли… Натура его была слишком горда для этого, он был весь глубоко сосредоточен в самом себе и не нуждался в посторонней опоре. Конечно, отчасти предрассудки среды, в которой Лермонтов взрос и воспитывался, отчасти увлечения молодости и истекавшее отсюда его желание эффектно драпироваться в байроновский плащ неприятно действовал на многих действительно серьезных людей и придавали Лермонтову неприятный, неестественный колорит. Но можно ли строго судить за это Лермонтова?.. Он умер еще таким молодым. Смерть прекратила его деятельность в то время, когда в нем совершалась сильная внутренняя борьба с самим собою, из которой он, вероятно, вышел бы победителем и вынес бы простоту в обращении с людьми, твердые и прочные убеждения… (И.И. Панаев «Литературные воспоминания».) Написал, не считая отрывков и писем, около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. Приоткрыть завесу над тайной жизни и творчества великого поэта помогает далеко прошлое рода Лермонтовых, ведущее свое начало от знаменитого шотландского барда, мага и чародея Томаса Лермонта, воспетого Вальтером Скоттом в балладе «Певец Фома». Яркая поэтическая легенда гласит… В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он семь лет провел в королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Но вот настало время Томасу покинуть страну цветов и солнца. Королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. Жаль было фее расставаться с юным рыцарем, и сказала она ему в час прощания: «Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей». Томас Лермонт вернулся в свою Шотландию. Все пророчества его сбывались. Дивились сородичи его волшебному дару. Но сам Томас часто был грустен. Как пламя заката в горах, горела в его сердце память о вечном празднике в солнечной долине фей. Вечерами ему слышались переливы серебристых голосов, и, как живая, встала перед ним картина блаженной страны. Шли годы. Таинственный вестник не появлялся. Но вот однажды в селение, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел вслед за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли в воду, и все трое исчезли. С той поры никто уже больше не встречал среди живых Лермонта. Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице нашего великого поэта. Для самого Лермонтова жизнь на земле была тягостной, скучной. Его взоры устремлены в надзвездное пространство, с которым он расстался на время и по которому постоянно тоскует.
Никто так прямо не говорил с небесным сводом, как Лермонтов, никто с таким величием не созерцал эту голубую бездну. Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. Убит на дуэли 15 июня 1841 года, 26 лет от роду, возле Пятигорска на Кавказе. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. М.Ю. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Н.С. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело М.Ю. Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет…
Дмитрий Мережковский считал, что дуэль Лермонтова – замаскированное самоубийство. По отношению к себе он был, может быть, и прав, так как не боялся «исчезнуть», ему хотелось поскорее «мир увидеть новый». Творчество М.Ю.Лермонтова – одна из самых высоких вершин в нашей литературе, культуре, истории. И не только в нашей.
Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Одним из них было стихотворение «Бородино». В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с пословицами и поговорками. Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне как серьезному воинскому долгу. Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя…» В этих словах – жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений – о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. Безусловно шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, а не реальность. «Герой нашего времени» - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей. Лермонтову посвящено множество стихотворений других поэтов.
| ||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2008 МУК КЦБС Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru. |