"В человеке должно быть всё прекрасно..."

Подготовка к мероприятию:
Ученики Николо-Урюпинской школы готовили сценки по рассказам А.П.Чехова "Хирургия", "Ванька", пьесе "Чайка".
Учитель русского языка и литературы подготовила презентацию слайдов, освещающих биографию писателя.
Директор школы предоставила мультимедийный проектор.
Работники клуба готовили музыкальное сопровождение.
Библиотека подготовила сценарий ведения мероприятия, рассказ о писателе, выставку, посвященную юбилею писателя.
Цель мероприятия:
Ознакомить детей с творчеством писателя, побудить их к чтению книг А.П.Чехова. На основе биографии писателя показать, какими люди
должны стремиться стать: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли..."
Ведущий библиотекарь:
| В начале восьмидесятых годов XIX века в юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью -
Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент - медик Антон Чехов. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого
писателя, а семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее - жили в постоянной нужде. Когда отец - мелкий торговец -
разорился и вынужден был уехать в Москву, к старшим сыновьям, шестнадцатилетний гимназист Антон остался в родном Таганроге один и
зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом он умудрялся ещё помогать родителям.
|
| Рассказ о писателе сопровождается показом слайдов на экране.
|
В начале восьмидесятых годов XIX века в юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью - Антоша
Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент - медик Антон Чехов. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя, а
семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее - жили в постоянной нужде. Когда отец - мелкий торговец - разорился и
вынужден был уехать в Москву, к старшим сыновьям, шестнадцатилетний гимназист Антон остался в родном Таганроге один и зарабатывал
на жизнь, давая частные уроки. При этом он умудрялся ещё помогать родителям.
| Отчий дом в Таганроге
|
Окончив гимназию, Антон Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Вот тогда он и начал печататься в
журналах. Студент выучился на врача, но продолжал писать - рассказы, повести, пьесы. Впоследствии он писал:
"медицина - это моя жена, а литература -любовница". Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих
страницах умещается целая жизнь. Чтобы так писать, требуется большой талант. У Антона Павловича он был. Сам литератор считал, что
"краткость - сестра таланта". А современник Л.Н.Толстой назвал его "несравненным художником жизни".
Жизнь человека в ранних чеховских рассказах погружена в быт, порождающий неожиданные, необычные, с существенной долей комизма,
ситуации, которые становятся у Чехонте содержательным ядром произведения. Иными словами, содержание большинства ранних рассказов
проистекает из "чистой воды недоразумения".
Сценка по рассказу "Хирургия"; Исполняют ученики 7 и 8 классов:

Ведущий библиотекарь:Оказалось, что в прозе Чехова живут и действуют почти восемь тысяч персонажей - восемь тысяч лиц в
пятистах рассказах, написанных в 1880 -1904 годах.
Один из современников Чехова заметил, что если бы Россия каким - то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским рассказам её
можно было бы восстановить до мельчайших подробностей.
Нет у писателя только специальных детских произведений. Более того, сам А.П.Чехов говорил: "Писать для детей вообще не умею". Но
кто из ребят не знаком с Каштанкой и Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова с его письмом на деревню дедушке?
Сценка по рассказу "Ванька". Участвует ученик 3 класса Коля Шиман. Музыкальное сопровождение: Глинка Ноктюрн "Разлука".
Ведущий библиотекарь: Почему взрослые произведения А.П.Чехова вполне понятны детям? Вероятно, потому что он хорошо знал
жизнь и умел о ней рассказывать. Писатель побывал и в центре России, и на её далёких окраинах. В 1890 году он совершил путешествие
через всю страну на далёкий остров Сахалин. Кроме того, писатель А.П.Чехов продолжал оставаться врачом, лечил в основном людей
простых, небогатых.
Вернувшись из героической поездки на Сахалин, Антон Павлович Чехов купил по объявлению в газете скромное имение Мелихово.
Он говорил: " Если я врач, мне нужны больные и больница; если литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке
с мангустом". Ранней весной 1892 года семейство Чеховых переехало в имение Мелихово близ станции Лопасня Московско -
Курской железной дороги. Антон Павлович был счастлив, приобретя собственный дом.
Чеховы занялись благоустройством усадьбы. Вскоре дом был приведён в порядок, заново окрашен, оклеен, кое-где перестроен. Мелихово
стало настоящей "чеховской усадьбой". Лучшая комната отведена Антону Павловичу под кабинет. Зимой окна до половины заносило
снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние лапы. А весной в окна смотрели цветущие яблони.
| Семья А.П.Чехова
|
Режим в чеховской семье был заведён давно, ещё предками-крестьянами. Чеховы вставали рано. Антон Павлович начинал приём больных в 5 часов утра. Завтракали в доме в 7 часов. Обедали в 12.
Антон Павлович очень полюбил Мелихово. После тяжёлого детства, лишений и скудости, беготни за трёхрублёвыми гонорарами, скитаний по дешёвым квартирам он вдруг ощутил, что у него есть свой дом, который не надо менять, из которого не надо торопиться.
Из семи лет, проведённых А.П.Чеховым в Мелихове, две осени были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело пришлось в 1892 - 1893 годах. Пять холерных бараков и два медицинских пункта организовал доктор А.П.Чехов на своём участке. "У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь", - писал он.
Только за лето 1892 года им было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался. Врачебная деятельность А.П.Чехова
не ограничивалась эпидемией холеры. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень.
К нему со всей округи шли и ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение да ещё снабжал их бесплатным
лекарством.
Едва отступила холера, А.П.Чехов занялся устройством сельских школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих сёлах
Талеж и Новосёлки. Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года. Он
заведовал переписным участком - ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.
Но одним уездом А.П.Чехов свою деятельность не ограничивал. Он, можно сказать, явился основоположником библиотеки в своём родном
Таганроге. Начал с того, что всю свою большую прекрасную библиотеку из Мелихова он в 1896 году пожертвовал Таганрогу. Туда ушли
даже те книги, которые он получал от авторов с их надписями. Скоро библиотека стала одной из лучших в провинции. При этом
городскому голове А.П.Чехов писал: "Только никому не говорите о моём участии в делах библиотеки: не люблю, когда треплют моё имя".
| А.П.Чехов в Мелихово с таксой Хиной
|
"Счастливый дом" - так отзывались о мелиховской усадьбе те, кому довелось побывать здесь. Антон Павлович был гостеприимен, как
магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Его брат Михаил вспоминает...". Его дом в Мелихове был похож на гостиницу. Спали на диванах и по нескольку человек во всех
комнатах, ночевали даже в сенях.
Писатели, девицы - почитательницы таланта, земские деятели, местные врачи, какие-то дальние родственники, званные и незваные,
толпились у него по целым неделям".
Приезжала в гости и давняя знакомая, хорошая музыкантша Лика Мизинова. Она садилась за рояль и Антон Павлович обыкновенно
заказывал те вещи, которые ему особенно нравились: Ф.Шопена, Э.Грига, Л.В. Бетховена. Большим расположением его пользовался
П.И.Чайковский, Ф.Глинка.
Давайте представим, что мы с вами в гостях у великого писателя и послушаем его любимое произведение Ф. Шопена Вальс си-минор.
Ведущий библиотекарь: На таких вечеринках, или суаре, как назывались они в то время, не обходилось без чтения
коротких юмористических рассказов А.П. Чехова. Для него ни одно явление жизни не было маленьким: всё достойно наблюдения.
Сквозь одно маленькое явление человеческий характер он видел очень далеко и очень глубоко. Его маленькие рассказы стоят
других многотомных произведений. В них боль, страдание, ирония, любовь, юмор.
Несмотря на обилие забот, кипучую деятельность, литературное творчество было для А.П.Чехова главным. Писал он, запершись у себя.
Здесь, в Мелихове, были написаны настоящие литературные шедевры. Вообще его трудоспособность была необыкновенная, в литературе
он работал как фабрика и оставил потомкам 20 томов прозы.
Летом 1895 года Антон Павлович переселился в только что отстроенный флигель и сделал его своим рабочим кабинетом. Флигель
представлял собой маленький домик в две крошечные комнатки. Здесь была создана знаменитая пьеса "Чайка" и многие другие
произведения.
Постановка "Чайки" сначала потерпела неудачу. И Чехов решает оставить театр, но впоследствии "Чайку" поставил Московский
художественный театр Станиславского и Немировича Данченко и пьеса имела огромный успех.
Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Сначала оно воспринималось, как неумение Чехова
справиться с задачей последовательного драматического движения. Рецензенты говорили об отсутствии "сценичности", о "растянутости",
о "недостатке действия", о "беспорядочности диалога", о "разбросанности композиции" и слабости фабулы. Театральная критика всё
больше упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического
действия. Однако для самого Антона Павловича воспроизведение сферы быта было непременным условием - иначе для него терялся смысл
всего замысла. Чехов говорил:
Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в
любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было
видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но
не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни Пусть на сцене все будет так же сложно и
так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни.
| Монолог Нины Заречной из пьесы "Чайка" читает ученица 9-го класса Ольга Петрашевич.
Музыкальное сопровождение П. Чайковского "Лебединое озеро" вальс.
|
Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звёзды, и те, которых
нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, совершив печальный круг угасли... Уже тысячи веков, как
земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются
с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно,
страшно, страшно.
Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну.
Общая мировая душа - это я... я... Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки.
Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню всё, всё, всё, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.
Я одинока. Раз в сто лет я открываю уста, чтобы говорить, и мой голос звучит в этой пустоте уныло, и никто не слышит...
Ведущий библиотекарь: Весной 1897 здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулёза лёгких, начавшийся ещё ранее,
обострился. Врачи запретили ему жить на севере в осеннее и зимнее время. На зиму 1898-1899 годов он поселяется в Ялте.
| Дача А.П.Чехова в Гурзуфе.
|
Осенью 1898 года А. П. Чехов покупает в Ялте земельный участок и строит там дачу. В последний раз он приезжал в Мелихово летом
1899 года. Осенью усадьба была продана. Так закончился мелиховский период в жизни и творчестве.
Он переезжает с семьёй в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены
попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой
биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время
очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове,
который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.
В конце 1890-х, начале 1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и,
как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за
свою жизнь. Он пишет: "Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием
своего долга и совестью" . Это - жизненное и писательское кредо Чехова.
Доктор Чехов боролся с физическими болезнями людей. Чехов -писатель своими рассказами боролся с болезнями другого рода. Он
высмеивал невежество, грубость, чванство, зазнайство и другие человеческие пороки. Он хотел, чтобы люди, увидев свои
пороки,захотели от них избавиться. Он хотел, чтобы люди стали лучше.
"Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь,
бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет..."

В конце встречи участникам была предложена викторина:
1. В каком городе и когда родился А.П. Чехов? (ВТаганроге)
2. Какое своё занятие А.П.Чехов назвал женой, а какое любовницей? ( "Медицина - моя жена, а литература - любовница)
3. Какой литературный псевдоним был у А.П. Чехова? (Антон Чехонте)
4. Какие вы знаете чеховские рассказы про собак? (Каштанка, Хамелеон, Белолобый)
5. В каком произведении герой постоянно повторял: "Как бы чего не вышло!" (Человек в футляре)
6. Кто участвовал в ловле налима?(Плотники Герасим и Любим , пастух Ефим, кучер Василий и барин Андрей Андреич).
7. С какого города в рассказе "Мальчики" мальчики планировали начать свой путь в Калифорнию? (С Перми).
8. Почему рассказ "Пересолил" носит такое название?
9. Как звали кота и гуся в произведении "Каштанка"? (Фёдор Тимофеич и Иван Иваныч)
10. Какой адрес указал Ванька на конверте? (На деревню дедушке)
11. Кто из русских писателей называл Чехова "Пушкиным в прозе"?
12. Где находится город, названный именем великого писателя?
(В Подмосковье город Чехов)
13. Эмблемой какого театра является изображение чеховской "Чайки"? (МХАТим. Чехова)
Использованная литература
1. Антон Павлович Чехов (Изоматериалы; текст). - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. -(Профессиональная библиотека
школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке. 2010). - Прилож. к журналу "Школьная библиотека"
2. Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. - М.: Торгово-издательский дом "Русское слово - РС", 2002.
3. Читаем, учимся, играем. - 2009 - №10.
Назад к Мероприятиям
|