Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

Семейное чтение:

уроки нравственности




План мероприятия для младших школьников - "Семейное чтение, уроки нравственности":

1. Вступительное слово.
2. В. Драгунский "Друг детства" - урок доброты.
3. К. Сергиенко "Повесть о бездомных собаках" - урок ответственности.
4. В. Катаев "Цветик-семицветик" - урок самопожертвования.
5. В. Осеева "Сыновья" - урок помощи другим людям.

       Нравственная, эмоциональная сторона личности - это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.
       Как же развить в ребёнке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?
       Один из путей лежит через художественную литературу. Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература - богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих.
       Сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, только в сказочной форме малыши сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п.
       Поэтому те уроки, которые даёт сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
       Слушая сказку, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
       Родителей часто волнует вопрос, как быть со страшными сказками, читать или не читать их детям. Некоторые специалисты предлагают вообще исключить их из "репертуара чтения" маленьких детей. Но на этот вопрос нужно ответить так: читать, обязательно читать, но с умом, зорко наблюдая за эмоциями ребёнка.
       Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой близких людей. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то "страшным", непонятным, незнакомым. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.
       Далее дети слушают рассказ В. Драгунского "Друг детства".
       Библиотекарь обобщает прослушанный материал: "Дениска, посмотрев по телевизору соревнования по боксу... "тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего" и даёт детям задание: нужно рассказать, о чём думал Денис, почему он чуть не расплакался, а также - как поступили бы сами дети в подобной ситуации.
       Проводится беседа со школьниками о старых игрушках: вспомнят ли они прежние привязанности или безразличны к прежде любимой игрушке. Напоминается, что старые игрушки были раньше их друзьями.
       Библиотекарь читает рассказ К.Сергиенко "До свидания, овраг. Повесть о бездомных собаках"        ...Как-то утречком на автобусной остановке вышел человек с двумя собаками. Собак он оставил, а сам сел в автобус и уехал.
       Пёсики были очень похожи друг на друга. Так, ничего себе пёсики, с длинными мордами и острыми ушами.
       Автобусы катили один за другим, а тот, кто привёз их сюда, не возвращался. Собаки с надеждой смотрели на каждый автобус. Они вертелись под ногами у людей. Их отгоняли, но они не уходили.
       - Видал? - спросил меня Чёрный. - Новое пополнение...
       - Эй вы, чего здесь делаете? - грозно спросил Чёрный.
       - Ждём, - ответили они робко.
       - Кого это ждёте?
       - Нашего Человека.
       - А где же он?
       - Он скоро вернётся.
       - Видали? - сказал Чёрный. - Они ждут своего Человека. Утром он их привёз, а сейчас уже вечер. Они ещё думают, что он вернётся ...
       Вы знаете, как эти подкидыши стали бездомными или другие собаки, какой-нибудь Шарик, или Тузик, или Дружок ? - задаёт вопрос ведущий.
       Какой-нибудь мальчик или девочка - это неважно - очень просили у родителей собаку. Они обещали, что будут рано вставать, убирать за щенком, гулять с ним и быть очень-очень послушными. А потом что было, как вы думаете?
       - Они не выдерживали, да?
       - Ещё как не выдерживали! А собака уже сильно привязывалась к своему хозяину или хозяйке.
       Ребята часто просят купить им рыбок, птичку, кошку, крыску, а потом...
       -Да, это нелегко ухаживать за беспомощным существом, отвечать за него, за его жизнь,здоровье.        Кому отвечать? Спрашивать с вас, конечно, никто не будет, но всё равно вам будет совестно перед своим четвероногим другом, перед своими родителями, которые вам поверили и доверили живое существо, перед ребятами во дворе. Надо нести ответственность, а это тяжело...

Слушается сказка В. Катаева "Цветик - семицветик"
       ...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться...
       - Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
       - Витя. А тебя как?
       - Женя. Давай играть в салки?
       - Не могу. Я хромой.
       - Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
       - Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
       - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
       С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток - голубой, на минуту приложила его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,               Возвращайся, сделав круг.
Через запад на восток,               Лишь коснёшься ты земли -.
Через север, через юг,               Быть по - моему вели..
           Вели, чтобы Витя был здоров!.
       И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
       Проводится беседа с детьми.
       Ведущий просит рассказать о каждом из ребят: о характере, отношении к людям, возможных поступках.
       - Если бы вы были волшебниками, что бы вы пожелали, только если это единственное желание? Вы, наверное, вспомнили про дорогих вам людей?
       Присмотритесь дома по-лучше к лицу бабушки, мамы. Они всё время заботятся о вас, но у них есть и другие заботы, печали и радости. Умеете вы видеть это по их лицам? Это не очень легко, но очень нужно в жизни.
       - Хочу, чтобы бабушка была здоровой, чтобы у неё не болело сердце, хочу, чтобы мама и папа никогда не ссорились, и сосед дядя Ноля поправился, и все люди были добрыми и весёлыми, - сказал Серёжа...
       Зачитывается рассказ-притча В.Осеевой "Сыновья".
       "...А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
       Спрашивают женщины старичка:
       - Ну, что? Каковы наши сыновья?
       - А где же они? - отвечает старичок. - Я только одного сына вижу!"



       - А что ещё мог бы сказать женщинам старичок? Как вы думаете?
       - Все мальчики очень хорошие, потому что надо закаляться, быть сильными, родители тогда будут очень рады и горды, - сказали дети из зала.
       - Ещё родители любят отдавать детей в музыкальную школу, поэтому им будет приятно, что их сын поёт, как соловей!
       - А ещё и маме помогать нужно. Это все знают!
       - Мальчики все хорошие, они не хулиганят, не озорничают, делом заняты...
       - Но два мальчика не сделали самого главного...
       -Да, да. Они не взяли вёдра у своих мам. Но ведь мамы всё равно радовались, они даже гордились ими!
                                                (Далее слова ведущего)
       - Ребята, мамы все очень добры к своим детям, мамы очень гордятся успехами своих детей. Даже тогда, когда им самим тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе...
       А вот о ком думали два первых мальчика? (ответы аудитории) Думали они о том, что их мамам очень трудно, что они устали? (ответы)
       - Нет, они, наверное, думали только о себе. А может быть, третий мальчик тоже умеет петь или даже играет на скрипке, правда? Он просто не показывает себя всем, он не хвастун. А что он сильный - это уж точно, вон какие вёдра несёт и даже не согнулся, а те две другие женщины совсем к земле пригнулись. Этот мальчик не только мамин помощник, он вообще очень хороший, добрый - это же и по лицу видно, и к тому же не выхваляется. Он скромный. А вы?
       Ведущий:
       - Ребята, вы прослушали четыре разных рассказа-притчи, побеседовали, поспорили. У вас есть тема для дальнейших размышлений.
       - Мне кажется, что очень многое в жизни зависит от вас самих! Вы согласны?
       -До новых встреч!


           Назад к Мероприятиям


Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.