Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

Памятник Пушкину будет

      В 1871 году в России произошло важное событие. Наконец-то разрешили поставить памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
      Когда Пушкин погиб на дуэли в 1837 году, его друг, известный поэт В.А.Жуковский, просил у царя Николая! позволения на установку памятника в селе Михайловском, где Пушкин был похоронен. Царь согласия не дал. Слишком свежа была память о крамольном поэте и его свободолюбивых произведениях.
      Прошло более тридцати лет.
      Снова друзья Пушкина обращаются к царскому правительству. И новый царь Александр!! Был вынужден дать своё «высочайшее» соизволение. Но денег на памятник из казны выделено не было.
      По всей России объявили сбор средств на сооружение памятника поэту. Передовая русская общественность всячески приветствовала это благородное дело, и вскоре первые денежные взносы стали поступать на имя комитета, организованного для этой цели.
      Когда-то Пушкин писал о своей поэзии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…

      И вот теперь народ задумал воздвигнуть поэту памятник рукотворный, созданный руками талантливых скульпторов и архитекторов. Все радовались. Памятник будет поставлен не в Петербурге – тогдашней столице России. Он будет стоять в Москве, где поэт родился, - на одном из красивейших бульваров – Тверском. Сам поэт любил это место.

Конкурс объявлен

      Теперь очередь была за художниками и скульпторами. Именно им предстояло выполнить труднейшую задачу – создать достойный памятник великому поэту России, отвечающий думам и представлениям о нём почитателей его таланта и вместе с тем правдиво передающий облик Пушкина. Был объявлен конкурс.
      Александр Михайлович Опекушин решил принять участие в конкурсе.
      …Художник открывает книги. Всматривается в портреты поэта. Перечитывает воспоминания друзей Пушкина. Пытается представить, каким был поэт. А потом берёт листы бумаги, делает наброски и думает, размышляет.
      Опекушин смог отчётливо представить себе одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нём накинут свободный, широкий плащ, ветер раздувает его полы. Уже падают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Поэт наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему.
      Вот каким нужно изобразить Пушкина!
      Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили несколько больших альбомов. Восемь месяцев упорно трудился скульптор над проектом будущего памятника.

Трудная победа

      И вот день конкурса настал. Скульпторы показали комиссии свои работы. Их было 15. Предстояло определить, чья модель памятника лучше? Комиссия разбирала каждую работу. Всем было ясно – победителя на первом конкурсе не будет. Ни одну модель не признали достойной. Впрочем, две работы всем запомнились. И обе они были подписаны незнакомой фамилией – Опекушин.
      Прошёл год. Скульпторы готовились к новому конкурсу. На этот раз было предоставлено 19 моделей памятника Пушкину. И только четыре работы были признаны удачными. Автором всех четырёх моделей опять оказался Александр Опекушин. Чем же отличались его работы от остальных? А тем, что у Опекушина всё внимание сосредотачивалось на самом поэте, а не на каких-то украшениях, мелких деталях.
      Но победителем и на этот раз никто не стал. Комиссии показалось, что лицо поэта на предложенном варианте моделей слишком сурово. И комиссия предложила двум скульпторам участвовать в следующем – третьем, решающем конкурсе. Одним из них был Опекушин.
      Ещё год трудился он не покладая рук. Шесть новых моделей представил на конкурс Александр Опекушин. Одну из них признали лучшей. Перед ними стоял Пушкин. Такой близкий. Такой живой…

Как создавался памятник

      Изготовление памятника – дело долгое и трудное.
      После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах последовала ответственная и тяжёлая работа по изготовлению в натуре (4,4м) гипсовой модели. С неё на заводе сделали форму для отливки статуи из бронзы: ведь памятник должен стоять на улице и не бояться ни дождя, ни ветра, ни солнца. Бронза – самый стойкий и долговечный материал. Такой памятник красиво смотрится и стоит века. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет (1875-1879). Сооружение памятника обошлось в 86 761 рубль 53 копейки.

Торжественное открытие памятника

      6 июня 1880 года наконец состоялось несколько раз откладывавшееся по ряду причин торжественное открытие памятника. Моросил дождь. Но никого не пугала плохая погода. Вся Москва спешила к Тверскому бульвару. Вокруг – трибуны, флаги, гирлянды из зелени и цветов. А народу!.. На площади, на бульваре, на соседних улицах, в окнах домов, на фонарях, на крышах.
      Поближе к памятнику – фотографы и художники. Они хотят запечатлеть знаменитый день.
      Памятник, закрытый серым покрывалом, виден издалека.
      Вот грянула музыка. Показалась колонна людей. Впереди шли известные писатели, литераторы. Вместе с ними были дети Александра Сергеевича Пушкина: Мария, Наталья, Александр и Григорий. Вдруг всё затихло. Медленно падает покрывало. В наступившей тишине народ увидел Пушкина…
      Над площадью пронеслось «ура». Зазвонили колокола, заиграл оркестр, зазвучали торжественные речи, стихи Пушкина.       Александру Михайловичу Опекушину все пожимают руки, поздравляют, обнимают. А он волнуется – ведь это самый счастливый его день.
      С тех пор памятник Пушкину работы Опекушина считается одним из лучших в русской скульптуре.
      Поэт стоит, слегка наклонив голову. Правая рука заложена за жилет, а левая держит шляпу. И кажется, будто шёл он по бульвару, а потом остановился и глубоко задумался. На плечи поверх сюртука накинут широкий плащ. Лежит он свободно, собран крупными складками. Словно не бронза литая, а мягкая ткань!
      Особенно выразительно лицо поэта. Будто думает он о жизни. Скульптор умело передал и портретное сходство. Пушкин как живой перед нами.
      Всё просто и строго в памятнике, никаких лишних украшений. На фасаде постамента, на передней его части, - гусиное перо. Венок из лавра – в благодарность поэту за труд. И рядом высечено только одно слово: ПУШКИНУ. А на боковых сторонах – строки из знаменитого стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые
я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век
восславил я свободу
И милость к павшим
призывал.

      Вскоре после открытия памятника в Москве петербуржцы тоже пожелали иметь у себя памятник поэту, чья жизнь и творческая деятельность были тесно связаны с городом на Неве.
      И вот Опекушину было предложено создать памятник Пушкину и в Петербурге, на что скульптор с благодарностью согласился.
      За основу для сооружения памятника была принята модель, показанная на третьем конкурсе и изображавшая поэта стоящим на пьедестале в длинном сюртуке, со скрещенными на груди руками и с обнажённой головой.
      Памятник этот был сооружён и открыт очень быстро, уже в 1884 году. Однако по своей художественной значимости этот памятник уступает московскому: поза и силуэт фигуры поэта несколько скованны в своём движении и не обладают свойственной московскому памятнику богатой художественной выразительностью.


Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.