Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

К 235 - летию создания Большого театра

      «…Пройдут годы и столетия, будут меняться поколения. Но Большой – мы верим в это - останется Большим, не оскудеет талантами и не одряхлеет. По-прежнему станут приходить в сквер перед ним художники, чтобы ещё раз, по-своему, запечатлеть прекрасный его облик. А внутри, на сцене, новый Ленский под медленно падающим снегом, в хрупкой тишине зала повторит всё тот же свой извечный вопрос: «Что день грядущий мне готовит?»

М. Долинский «Торжество муз»


Так выглядел Большой театр в середине 19 века

Немного истории

      17 марта 1776 года московский губернатор прокурор П.Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений ему одному, а больше никому, во всё десятилетнее время, дабы через то ему не было подрыва». В компаньоны Урусов пригласил англичанина М.Медокса, механика по профессии, человека умного, предприимчивого, а также страстно любившего театр.
      Первыми актёрами, певцами и танцорами были люди без роду, без имени, воспитанники сиротских домов, большей частью – крепостные крестьяне ( например, Михаил Щепкин). В первой труппе было 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора, балетмейстер и 13 музыкантов.
      Уже 8 января 1777 года состоялась премьера - одноактная комическая опера Д.Зорина «Перерождение», составленная из русских песен. Опера имела большой успех.
      Новый московский театр сразу привлёк внимание широкой публики, хотя большой процент зрителей принадлежал к «простонародью, даже черни». Дворянская же Москва посещала спектакли французской, немецкой или итальянской трупп.
      В 1780 году в «Московских ведомостях» появляется объявление: в Москве строится для театра каменный дом на Большой Петровской улице. Каменное, трёхэтажное с тёсовой крышей, здание театра было возведено с необыкновенной быстротой: за 5 месяцев. Строил театр архитектор Кристиан Розберг, немец по происхождению, живший и служивший в Москве. Внешне здание было не слишком привлекательным, но всех поражали его огромные размеры. Оно было ориентировано с запада на восток и выходило фасадом на Петровскую улицу, почему театр и назывался Петровским.
      Репертуар театра составляли драматические, оперные и балетные спектакли. Но особым успехом у публики пользовались оперы, поэтому театр чаще называли «Оперным домом».
      Среди первых русских оперных артистов были подлинные мастера, оставившие о себе память в истории отечественной сцены. Одной из первых крепостных певиц была Параша Ковалёва (по сцене – Жемчугова), крепостная графа Шереметева, впоследствии ставшая его женой.
      На сцене Петровского тетра расцвёл талант знаменитой Лизы Сандуновой, в прошлом воспитанницы приютского дома. В её репертуаре значится 232 роли. Голос Сандуновой поражал современников: он был почти в 3 октавы, мощный, но нежный и красивый. Певица была выдающейся исполнительницей отечественного репертуара, создательницей героико-патриотических образов русских женщин и горячей пропагандисткой русской песни.
      В 1805 году здание театра сгорело, и до 1825 года спектакли труппы шли на различных сценических площадках Москвы.
      Проект нового здания был создан академиком Михайловым и утверждён в 1821 году императором Александром Первым. Строительство же было поручено архитектору Осипу Бове.
      На месте сгоревшего Петровского театра возвели одно из крупнейших театральных зданий Европы, второе по размерам после Миланского «Ла Скала». Именно поэтому театр и назван Большим. Фасадом новое здание было обращено на Театральную площадь.


      «Великолепная зала, одна из огромнейших в Европе, полная зрителей, блеск дамских нарядов, яркое освещение, превосходные декорации, богатство сценической постановки…»,- говорили современники. В день открытия театра шёл пролог «Торжество муз» Алябьева и Верстовского.
      11 марта 1853 года по неизвестной причине в здании Большого театра начался пожар. Все деревянные части внутренних помещений, кроме боковых зал и нижнего этажа, где помещалась касса, контора и буфет, сгорели в течение нескольких часов. Двое суток боролись москвичи с пожаром, оставшиеся обгоревшие развалины каменных стен и колонны портика тлели ещё около недели.
      Вскоре после пожара было решено приступить к строительству нового театрального здания на том же месте. И в августе 1956 году восстановленный Альбертом Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи.
      Прежняя алебастровая группа с Аполлоном, украшавшая театр, погибла от пожара. Для создания новой пригласили известного русского скульптора Петра Клодта. Четвёрка коней, расположенных в один ряд, несётся вскачь, увлекая за собой квадригу - античную колесницу. Управляет ими, стоя, бог Аполлон. Его голова увенчана лавровым венком, в левой руке лира. Согласно греческой мифологии, Аполлон – покровитель музыки, пения, поэзии, олицетворение искусства.
      Особой вехой в жизни Большого театра было творчество Фёдора Шаляпина. «Его пение – монолог, слова, полные жизни и красоты, каждая буква в слове одухотворена мыслью и чувствами… А голос?... Арию Мефистофеля из оперы «Фауст» в исполнении Фёдора Шаляпина старались слушать все…»,- говорили поклонники искусства.
      Последний спектакль Императорского Большого театра был дан 18 февраля 1917 года.
      Из распоряжения народного комиссара просвещения Луначарского от 7 декабря 1919 года: «От сего числа впредь именовать театры: Мариинский, Александринский, Михайловский в Петрограде и Большой и Малый в Москве «Государственными академическими ассоциированными театрами», а театр Художественный – Художественным академическим».
      В годы гражданской войны ежедневно раздвигаются в назначенное время занавесы больших и малых театров, а в наполненных залах – новый зритель (главным образом, рабочие и красноармейцы).
Советский этап Большого театра.
      8 ноября 1917г. собрание работников театра выносит резолюцию, где говорится, что «…деятельность Большого театра…должна продолжаться вне зависимости от переворотов политического характера и смены государственной власти…»
Были в истории театра, как и в жизни страны, сложные периоды. Совсем нелегко жилось даже крупнейшим артистам. Рабочий день театра… Каков он?
      Рабочий день театра продолжается и после окончания спектакля. Иногда он длится круглосуточно. Не сразу выходят из служебного входа актёры: им надо разгримироваться, снять костюмы, одеться в обычное платье. Уйдут актёры, но ещё не скоро освободятся портнихи, убирающие костюмы; бутафоры, которые убирают все предметы сценического обихода; рабочие, демонтирующие декорации или устанавливающие следующие. А сколько зависит от работы электрика, плотника, механика сцены, уборщицы!
      Пять часов вечера. До начала спектакля осталось два часа. Все исполнители уже в театре, каждый в своей уборной. Костюмеры разносят артистам костюмы, помогают их надевать. Но вот померкли огни зала, притихла публика, и раздались бравурные звуки увертюры. Раздвинулся занавес – и началось изумительное слияние в единое целое зрительного зала, артистов, рабочих, обслуживающих спектакль.
      И это чудо происходит ежедневно в одном из лучших театров мира – Большом театре России.

Занавес пошёл!
(Большой театр сегодня)

       Большой театр выдержал долгую и мучительную эпопею с реконструкцией и реставрацией основного здания, которая продолжалась долгих шесть лет. 2 ноября 2011г. состоялся первый спектакль в историческом здании после ремонта – премьера «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки.
      Для зрителей и поклонников театрального искусства есть приятные новости: оказалось, за годы реконструкции площадь исторического здания театра увеличилась в два раза. А сам Большой театр представляет уже не одно здание, а целый комплекс владений. Панорамный вид на них открывается с высоты прозрачного стеклянного мостика, соединяющего на уровне третьего этажа исторический корпус с Вспомогательным и Новой сценой. В ансамбль вошёл также старинный Дом Хомякова – памятник архитектуры, переданный театру и приспособленный под репетиционные помещения для хора, оркестра и балета.
       Больше всего новых помещений появилось у балетной труппы, насчитывающей сегодня 220 человек.


      Больше всего помещений появилось у балетной группы, насчитывающей сегодня 220 человек Для декорационных мастерских выделено отдельное место, а когда-то под роспись декораций использовали верхнее помещение под куполом театра. Сейчас эту Верхнюю сцену, дублирующую формат исторической, используют для репетиции хора. Верхняя сцена имеет даже собственную оркестровую яму.
      Для артистов важен тот факт, что они получили новые залы, сделанные по последним технологиям, с хорошими полами. В артистических гримёрных появились удобства: в них есть душ, диван, фортепиано… Кстати, во многих крупных театрах мира о таком комфорте артисты могут только мечтать. На сегодняшний день – нам равных нет. Теперь, благодаря новым техническим возможностям света, двигающихся площадок, накатов, наездов, целого комплекса компьютеризации, мы можем смело приглашать лучшие театры мира – Ла Скала, Ковент-Гарден, Парижскую, Венскую, Рижскую оперы, другие лучшие музыкальные театры мира.
      Зрительскую часть Большого театра в результате реставрации превратили в пространство музейной красоты, вернув в театр роскошь императорской эпохи. Теперь прямо от входного фойе можно начинать созерцать воссозданные исторические интерьеры – венецианскую напольную мозаику, мерцающие хрусталём канделябры, старинное французское зеркало. Во многих залах анфилады, открывшейся для прогулок публики, восстановили живописную роспись на потолках, закрашенную прежде. Воссозданы по старым чертежам паркет и уникальные настенные гобелены.
      В дореволюционную эпоху в Большом театре проходили коронационные торжества трёх императоров – Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго.


Украшение к коронации Николая Второго

      Прямым «приветом» из той эпохи служит Круглый зал, или Малое императорское фойе, где восстановили малиновый интерьер 1895 года. Этот зал с очень интересной акустикой: с места, где стоял император, можно было говорить, не повышая голоса – всё было отлично слышно! А став по противоположным углам, можно шептаться и хорошо слышать друг друга, сколько бы народу не находилось в центре зала.
      Бывший Бетховенский зал – самый красивый, декорированный старинной машинной французской вышивкой – шерсть на шёлке. Сейчас восстановлены вышитые на гобеленах символы двуглавого орла, убранные в советское время. Эта вышивка настолько ценна, что её нельзя трогать руками.
      Новый подземный музыкальный зал, которому передано имя Бетховенский, имеет свою историю. Он появился в результате работы с зыбкими фундаментами здания. Известно, что почва под театром в 18 веке была болотистая. Во время нынешней реконструкции подземные воды оказались главным препятствием для укрепления фундамента, и копать до уровня твёрдого грунта пришлось на глубину в 20 метров. В результате под театром и Театральной площадью появилось уникальное подземное пространство в шесть уровней. На одном из таких этажей, под самым фонтаном на Театральной площади, находится теперь концертный зал-трансформер, состоящий из пяти подвижных площадок.
Самым серьёзным моментом реставрации Большого театра было восстановление утраченной в 20 веке уникальной акустики зала.
      Когда театр был построен в 1856 году Альбертом Кавосом, он был признан лучшим в мире по акустике, его сравнивали с огромной музыкальной шкатулкой. Кавос спроектировал форму зала и сцены, повторяющую контур скрипки. Стены были сделаны из акустической ели, а пустое пространство под полом служило акустической «подушкой».


      Но в 30-е годы 20 века при строительстве метрополитена , чтобы укрепить здание театра, в пустоту «подушки» закачали бетон и уничтожили феноменальную акустику зала. Разрушать её продолжали и после войны, восстанавливая здание, в которое попала бомба.


Аэростат у Большого театра, 1941г.

      Теперь детали декора снова сделали из папье-маше, как это было изначально. Восстановили и первоначальный наклон зала, и воздушную подушку под полом. И, как говорят уже между собой артисты, бояться надо скорее не того, что певцов не будет слышно, а того, что на сцене даже в балете будет слышен каждый шёпот.
      На реставрации Большого театра возродилась целая школа позолотчиков. Людей, которые владеют русской техникой золочения на полимент, собирали по всей стране. Они не только позолотили сусальным золотом всю лепнину зала, все орнаменты, завитки, ангелов, но и обучили редкому искусству молодых реставраторов. Теперь в эту сияющую красоту будут перенесены в первую очередь те спектакли, что предполагают роскошные декорации: «Борис Годунов», «Огненный ангел», «Турандот», «Руслан и Людмила», «Чародейка» и др.
В Большом театре всегда была и будет взыскательная публика – особенная и просвещённая.
       В заключение хочется заметить, что при дирекции работает Музей Большого театра. Музей принимает посетителей по заранее данным заявкам. В ближайшее время здесь начнут проводить экскурсионные туры по залам и закулисью, являющиеся обычной частью жизни исторических сцен во всём мире.

Фото из коллекции Музея Большого театра:


Аура Большого театра никуда не исчезла, но всё стало намного ярче и светлее



1926г. «Лебединое озеро». Акт 1


Раскрасочная мастерская Большого театра. 1920-е годы.


Симон Версаладзе. Эскизы мужских и женских костюмов к балету «Лебединое озеро». 1969 год.



«Лебединое озеро».2-я картина. Большой театр


Пётр Вильямс. Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин». Усадьба Лариных. 1944г.


«Евгений Онегин». 1-е действие. 1-я и 3-я картины. Большой театр. 1944г.


Сергей Лемешев (Ленский), Ирина Соколова (Ольга) в опере «Евгений Онегин». 1940-е годы.


Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.