Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

29 июня в читальном зале центральной библиотеки состоялось мероприятие,
посвященное 120-летию со дня рождения В.В.Маяковского

«Я хочу быть понят моей страной…»

Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаёшь и говоришь
Векам истории и мирозданию…


Читателям была предложена программа:

1. «Воскреси – свое дожить хочу!» (Жизнь поэта)
2. «Я – поэт. Этим и интересен» (Творчество поэта)
3. «Такому, как я – быстроногому» (М.Цветаева и В.Маяковский)
4. «Та, что ростом вровень» (В.Маяковский и Т.Яковлева)
5.Дочь Маяковского

В творческом вечере принимали участие: сотрудники библиотеки – Потемкина Т.П.(библиотекарь), Дмитриева М.Г.(зав. отд. обслуживания), Яковлева Л.П.(библиограф), Дудоладова О.А. (литератор и член ЛИТО «Звонкая строка) и гости библиотеки. Стихи читал Игорь Михалев (актер театральной студии «Зеркало»).

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского. Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком как автор советских лозунгов, стихотворений о паспорте и о В.И.Ленине. Сталин назвал Маяковского талантливым советским поэтом. После этого, как писал Б. Пастернак, «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине».

Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, как поэт он был гораздо сложнее и интереснее. Самобытный поэт. Блестящий оратор. Яркая личность. Актёр, режиссёр, художник. Настоящий реформатор. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», - писала о поэте Марина Цветаева.

И сегодня мы давайте завернем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский.

Ведущая вечера библиотекарь Потемкина Т.П.

О биографии поэта рассказывает зав. отд. обслуживания Дмитриева М.Г.

Стихи В.Маяковского читает актер Игорь Михалев

Свое мнение о творчестве В.В.Маяковского высказала литератор О.А.Дудоладова:

Маяковский – фигура крайне противоречивая, думаю, самая противоречивая изо всех русских поэтов. И как поэт, и как личность.
В поэзии это какая-то адская смесь возвышенного с низменным – в каждой бочке мёда ложка дёгтя. Плевочки, которые называют жемчужинами. Для меня нет ни одного стихотворения Маяковского, которое бы мне нравилось. И в то же время – нет ни одного его стиха, в котором бы я не нашла восхитительных строк, поворота мысли или изумляющей рифмы.
Например…
Он и сам объяснил, почему его стихи не нравятся:
«Ушку девическому в завиточках волоска
С полупохабщины не разалеться, тронуту»

Что касается его личности, то она столь же противоречива. Меня приводят в восторг искромётные высказывания его на выступлениях, когда скандализованные слушатели пытались выразить ему своё неприятие. Такое остроумие свойственно только поистине великой личности.

Например, на одном его выступлении, когда он стал читать «Облако в штанах», … Или доклад перед молодёжью, когда он рассказывал, как делать стихи… Ни грубостью выражений, ни эпатажностью поведения он нисколько не стеснялся. Стихи на тему «Осень», «Весна», «Зима», «Листопад», «Море» Маяковский считал графоманским приёмом – результатом социального заказа.

Однако, душа его была иной. В 1915году Маяковский читал Горькому свои стихи, и Горький был испуган его нервностью – поэт почти рыдал. Критик В.Ф. Марков в «Русском футуризме» писал в 1915г., что в нём была заметна «футуристическая сентиментальность, самогирерболизация и истерическая эмоциональность».

По смерти Есенина Маяковский написал:
«Я понял, что трудность и долгость писания в чересчур большом соответствии описываемого с личной обстановкой – та же вынужденная одинокость».

С О. Бриком редактировал «Искусство коммуны», где провозгласил футуризм как единственное литературное направление будущего. И был, по-моему, прав. Лучшие наши поэты пошли по этому пути: ассоциация, метафора - как основное средство выражения в поэзии. Это Цветаева, Мандельштам, Тарковский, Ахмадулина, Бродский и многие-многие другие. Однако, футуризм – это та песня, на горло которой Маяковский после революции наступил. Стихи этого периода мне интересны. Например: «Гейнеобразное», «Дешёвая распродажа», «От усталости», «Как я стал собакой» и др.

В 1928 г он был в Париже, читал стихи в кафе Вольтер. Цветаева поместила хвалебное интервью, и за это её, как она выразилась, «выставили» из «Последних новостей». Она подарила ему свою книгу «После России», но он оставил её в Париже у Триоле. Почему? Боялся, зная обстановку в Союзе? Или был против её мнения о России? Неясно. Но во всём советском творчестве его нет-нет да и проскользнёт что-то странное, потаённое, приводящее в недоумение советского критика.
Например…

Исследователи считают, что самоубийство было результатом трёх факторов: его выставка «20 лет работы» 18 марта 1930 не имела того успеха, какой он ожидал; «Баня» не имела успеха и закрылась – то ли из-за провала спектакля, то ли по распоряжению правительства; его личная жизнь была несчастна, не говоря уже о плохом физическом состоянии и потере голоса, может быть, временном.

Это последнее обстоятельство меня поразило, как сверхъестественное. Ведь он как раз закончил «Первое вступление в поэму «Во весь голос», одновременно работал и над «Вторым», лирическим вступлением, а замысел был – большая поэма о пятилетке. И Бог лишил его голоса! По-моему, такое совпадение не могло не произвести впечатления на гиперэмоционального поэта. Думаю, он уже предчувствовал страшные внутригосударственные беды, в присутствии которых его ура-поэмы будут выглядеть не только глупо, но и кощунственно. А писать иначе он не мог!

Ольга Анатольевна прочитала свое стихотворение, посвященное 120-летию поэта.

Вы из тех, очарованных грозами,
кто неистовством жизни пьян.
Пусть – невзгода отхлещет розгами!
Пусть – ударит в башку барабан!
Пусть судьба – по трамплинам лыжницей!
Вам от этого – лишь веселей!
Поиграть стопудовыми мышцами –
Вы от этого – лишь смелей!
Но удар революции – молнией
расщепил Вас, как в поле дуб.
Так, восторгом страданья наполненный,
Вы и стали – нежнейше груб.
Как хотелось Вам – благовествовать!
Аж пришлось нутром принимать
и брать под свою ответственность
всю кровавую мать-перемать,
весь разбой, и разгром, и голод.
И всё рвались Вы, не растерясь,
с бьющей руки, что сжимала молот,
собакой вылизать кровь и грязь.
Так хотелось Вам благовествовать,
наряжать революцию – девой,
что на горло собственной песне
наступили Вы – левой, левой!
И ушли – без морщин и проседи.
Небось вспомнили,«богодьявол»,
как с небес поэзии бросились
вниз – в коммунизм – самосвалом?
Вам – во весь голос певшему гению,
вдруг заболевшему – до немоты
(сверхъестественное совпадение!),
я сегодня несу цветы – восхищения и возмущения.

Лучший поэтический ответ на вопрос, почему застрелился Маяковский, дала Марина Цветаева, написав в 1932 году в статье «Искусство при свете совести»: «Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил».


Copyright © 2013 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.