Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

Пушкин и Глинка

6 июня 2014 года в Центральной районной библиотеке состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный двум русским гениям - Александру Сергеевичу Пушкину и Михаилу Ивановичу Глинке, их творческому содружеству. В этом году они юбиляры: 20 мая Глинке исполнилось 210 лет, 6 июня Пушкину - 215 лет.

    

Пушкин А.С. и Глинка М.И.

Нашими гостями были читатели библиотеки и студенты Красногорского государственного колледжа.

Ведущая литературного вечера, главный библиограф центральной библиотеки Л.П.Яковлева, познакомила присутствующих с интересными фактами из жизни и творчества поэта и композитора. Сопровождался рассказ показом слайдов и видеоматериалов.

Первая половина XIX столетия не зря называется золотым веком русской культуры. Это время расцвета всех видов искусств: поэзии, живописи, архитектуры, театра.

В музыке этот небывалый подъем связан с именем Михаила Ивановича Глинки. Он буквально затмил все, что было до него, и на многие годы вперед определил пути развития русской музыкальной культуры. В истории отечественного искусства Глинку можно сравнить с Пушкиным. Вот как об этом сказал великий русский критик В.Стасов: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты. Оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке».

Пушкин и Глинка…Многое связывает этих двух великих людей. Они жили в одно и то же время. Они были не только современниками, - их пути часто пересекались, а дружба длилась много лет, до конца жизни великого поэта.

В 19 веке в Петербурге светская жизнь кипела ключом. Дворянская молодежь принимала активное участие в этой блестящей суетной жизни. Пушкин знал свет не понаслышке. Особенно его влекли балы. Может поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине».

А.С.Пушкин на балу

Жизнь и творчество Глинки многократно описаны в литературе. Самым ценным для нас источником сведений о композиторе являются его «Записки». В них Глинка четко и ясно обозначил основные этапы своей жизни.

В центральной библиотеке имеется уже седьмое издание «Записок».

Юные годы композитора прошли в глубокой российской провинции, в Смоленской губернии. Профессиональная музыка рано вошла в его жизнь - в доме дяди был свой крепостной оркестр.

«Музыка – душа моя"- воскликнул однажды 11-летний Глинка, вложив в эти слова переполнявшие его чувства любви и восторга перед чудом музыкального искусства.

В 1817 г. в возрасте 13 лет Глинка едет в Петербург, где поступает учиться в новое учебное заведение - Благородный пансион для юношей при Педагогическом институте. Начинается новый этап его жизни…

Здесь состоится его первое знакомство с Пушкиным, который часто бывал в пансионе.

В пансионе Глинка получил хорошее образование: занимался языками, преуспел в изучении географии и зоологии.

Живя в Петербурге, он также имел возможность брать частные уроки музыки, посещать театры и музыкальные салоны. Благодаря легкому характеру и музыкальному дару, он был желанным гостем всех вечеров, которые устраивали любители музыки. Здесь он подчас выступал и как пианист-импровизатор, и как певец.

Встречи Пушкина и Глинки возобновились через несколько лет. Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга. Как-то Грибоедов, вернувшись из Грузии, сообщил Глинке мелодию одной грузинской песни.

Глинка почти ничего не изменил в этой простой и пленительной мелодии, он лишь написал к ней фортепианное сопровождение. В присутствии Пушкина он исполнил ее друзьям. Кто-то заметил, что мелодии недостает стихов. Пушкин написал их. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне».

С 1830 по 1833 Глинка провел три года в Италии. Он брал уроки у итальянских маэстро, общался с первоклассными оперными певцами.

Весной 1834 года Глинка выехал из Европы на родину. Композитор вернулся с твердым намерением писать оперу на русский сюжет.

По совету Жуковского вскоре был найден подобающий сюжет - легенда о подвиге Ивана Сусанина.

Глинка начал работу с огромным воодушевлением. При этом в его личной жизни все казалось благополучным – в апреле 1835 года композитор женился.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Эта дата вошла в историю русской культуры как день рождения отечественной оперы.

Первая опера Глинки была принята хорошо. Талант композитора был замечен и всеми признан. Через две недели петербургские друзья устроили обед в честь композитора и сочинили «шуточный канон». Пушкину принадлежит четверостишие, направленное против хулителей из высшего общества.

«...Слушая сию новинку,
зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
затоптать не может в грязь...»

Опера была благосклонно принята и властью. Император Николай I, как известно, пожелал изменить название на «Жизнь за царя»... За оперу композитор получил подарок от императора - перстень с рубином и бриллиантами, который он подарил жене...

Успех «Жизни за царя» окрылил композитора. Глинка уже загорелся мыслью о новой опере. Но теперь это будет опера на сюжет Пушкина, его юношеской поэмы «Руслан и Людмила». Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы.

Глинка надеялся, что либретто напишет сам Пушкин. Безвременная гибель поэта разрушила этот план. Глинка вынужден был сам тщательно разрабатывать сценарий. В общих чертах он следовал тексту Пушкина и сохранял характер волшебной сказки.

Либретто сочинили Н.Кукольник, В.Ширков и некоторые другие поэты из окружения композитора.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1842 года, то есть ровно через 6 лет после постановки «Жизни за царя».

Пушкина и Глинку сближает светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. Это явно ощущается уже при первых звуках увертюры к «Руслану и Людмиле».

Главная заслуга Глинки состоит не только в создании первых русских опер. Он работал также и в других музыкальных жанрах, в частности, в жанре романса.

На протяжении всей своей жизни Михаил Иванович писал романсы и песни. Им создано свыше 70 вокальных сочинений, многие из которых стали настоящей классикой жанра.

Поэзия Пушкина особенно захватила Глинку. Конец 30-х - начало 40-х годов можно назвать "пушкинской" порой в творчестве композитора. Увлеченный его гениальной поэзией, он воплощает ее в лучших своих романсах: "Я здесь Инезилья", "Ночной зефир", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье" и др. Глинка написал 10 романсов на пушкинские тексты. Два из них - «Не пой, красавица, при мне» и «Я здесь, Инезилья» написаны при жизни Пушкина.

Большой знаток вокального искусства, Глинка сам был непревзойденным исполнителем своих романсов.

Последние годы жизни Глинка живет в разных местах: Петербург, Варшава, Париж. Весной 1856 г. состоялась его последняя зарубежная поездка в Берлин. Возвращаясь после концерта, он серьезно простудился. Умер Глинка в начале февраля 1857 года, ровно через 20 лет после гибели Пушкина.

Первоначально Глинка был похоронен в Берлине, а затем его прах был перевезен в Петербург.

И в опере «Руслан и Людмила», и в чудесных романсах Глинка очень близок Пушкину - и не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению и глубокой народности своего искусства.

    

Памятник Пушкину А.С. в Москве и Глинке М.И. в Санкт-Петербурге


Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.