Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

Семья. Традиция и современность

16 декабря в музыкальной гостиной Центральной библиотеки состоялась беседа на тему «Семья. Традиция и современность». Беседа была проведена сотрудниками МУК КЦБС совместно с храмом Знамения Пресвятой Богородицы г. Красногорска. На встречу был приглашен священник Знаменского храма, иерей Вячеслав (Емельянов), заведующая библиотекой Знаменского храма С.В. Синицына.

Все мы, каждый из нас родом из семьи. Это понятие становится знакомым, близким и дорогим каждому человеку, как только он начинает осознавать себя. Любовь к родителям, детям, родному дому естественна для нас. И что бы ни происходило с человеком в жизни, он всегда вспоминает свою семью, тех, кто дарил ему любовь и заботу. Возрастая, человек знает, что в будущем он сам создаст свою семью. В помощь ему - наследие поколений, культурно-нравственная традиция своего народа. Так было всегда, хотя наследство предков в предыдущий период истории нашей Родины постепенно иссякало. И это не лучшим образом отражалось на состоянии семьи. Современность дала возможность нашему народу узнать Истину, прикоснуться к истокам своей традиции. В то же самое время через средства массовой информации, печатные издания с заметным постоянством нам навязывают чужую культуру, чужую любовь, чужую семью.

Чтобы помочь разобраться в этих явлениях, узнать настоящие ориентиры, мы пригласили священника Знаменского Храма, иерея Вячеслава (Емельянова), который освятил духовно- нравственные основы семьи (Семья: отец, мать и дитя - как образ Святой Троицы и «тайна сия велика есть»). Заведующая библиотекой Знаменского Храма, Светлана Владимировна Синицына, назвала свое выступление «Святые семьи и семьи святых». Она рассказала о семье святых князя Петра и княгини Февронии; о преп. Сергии Радонежском, его родителях – святых Кирилле и Марии, племяннике – св. Феодоре, митрополите Ростовском; о св. Александре Свирском; о св. великой княгине Елисавете Феодоровне, супруге великого князя Сергея Александровича Романова и семье Царственных мучеников.

Литературная страничка была посвящена семейной жизни А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой, жены великого русского поэта А.С. Пушкина. Наталья Николаевна - ровесница Бородинского сражения. А перед началом битвы в родовом имении семьи Гончаровых, Полотняном Заводе, размещался штаб русской армии во главе с М.И. Кутузовым. Когда французы приближались к Полотняному заводу, Николай Афанасьевич Гончаров отвез свою жену, Наталью Ивановну, которая ожидала ребенка и четверых детей в Кариан, поместье Загряжских тамбовской губернии. Там 27 августа 1812 г. и родилась Наталья Николаевна (на следующий день после сражения).


Николай Афанасьевич Гончаров и Наталья Ивановна Гончарова

После войны семья возвратилась на Полотняный завод, в имении деда, Афанасия Николаевича. Там прошло детство Таши (так звали ее в семье). Когда родители со старшими детьми уезжали в Москву, Наташу с разрешения матери дед оставил при себе, как любимую свою внучку. Для нее были наняты учителя – обучать русскому языку, музыке, рисованию. В 7 лет лет Наташу увезли к родителям в Москву. Вместе с сестрами Наталья Николаевна получила хорошее домашнее образование. Помимо французского языка, изучались немецкий и английский; преподавались русская словесность, математика, география, история, музыка, танец, рисование, домоводство. Дети Гончаровых получили строгое религиозное воспитание. Встреча А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой состоялась во время зимнего сезона 1828-1829 годов на одном из московских балов.

Атмосферу бала помогла передать Аня Карева, ученица музыкальной школы Центра развития творчества детей и юношеcтва г. Красногорска. Она исполнила на пианино «Меланхолический вальс» А.С.Даргомыжского и минует И.С.Баха.

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась»,- писал поэт. Настоящее глубокое чувство пришло к А.С.Пушкину в зрелые годы. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым завладела им. Пушкин до тех пор никогда не имел своего дома – лицейские комнаты, гостиницы, кочевая жизнь между Петербургом и Москвой...

Вскоре после знакомства он сделал предложение Наталье Николаевне и получил неопределенный ответ, который не был отказом. Наталье Николаевне было всего 16 лет. На Пасху следующего года, 21 апреля, Пушкин снова сделал предложение и получил согласие. Об облике и душевной красоте избранницы мы узнаем из письма поэта: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою я люблю еще более твоего лица». Сама же Н.Н. относилась к своей красоте спокойно, как к Божьему дару. Венчание состоялось через год, 18 февраля 1831 года в Москве в Храме Большого Вознесения, что у Никитских ворот.

Взаимной преданной, искренней, нежной и заботливой любовью были наполнены все 6 лет их супружества. В семье Пушкиных родилось четверо детей (Маша -19 мая 1832 г, сын Саша – 6 июля 1833, Гриша – 14 мая 1835 г., Наташа–23 мая 1836). О семейной жизни А.С. и Н.Н. Пушкиных мы узнаем из писем самого поэта. (Письма читает Геннадий Леонидович Митник). Интересно, что самое большое количество писем А.С. Пушкин написал двум корреспондентам: другу П.А.Вяземскому- 72 письма за 20 лет дружбы и Наталье Николаевне -78 писем за 17 месяцев разлук.

Первое лето после свадьбы А.С. и Н.Н.Пушкины провели в Царском селе. На даче поэта вечерами появлялись гости – В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь. В это время Жуковский писал: «Пушкин – мой сосед, и мы видаемся с ним часто. Жена его очень милое творение. И он с нею мне весьма нравится. Я более и более за него радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше». Это общение радовало и Пушкина: «Мне кажется, что если все мы будем в кучке, то литература не может не согреться и чего-нибудь да не произвести ». В это время между Жуковским и Пушкиным возникло дружеское литературное соревнование. Н.В.Гоголь, свидетель этого писал в письме к А.С. Данилевскому от 2 ноября 1831 г. «Все лето я прожил в Павловске и в Царском селе… Почти каждый вечер собрались мы – Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. У Пушкина сказки русские, народные – не то что «Руслан и Людмила, но совершенно русские… У Жуковского тоже русские народные сказки… И чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Ничего германского и прежнего…» К концу августа в результате этого поэтического состязания В.А.Жуковский написал «Сказку о царе Берендее», а А.С. Пушкин - «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Именно в это время, в конце августа, в семье Пушкиных отмечали именины и день рождения Натальи Николаевны (26 августа – именины Наталии и 27 августа – ее рождение, 19 лет). «Сказка о царе Салтане» стала замечательным подарком Александра Сергеевича своей драгоценной «женке», как поэт называл ее. Вспомним слова из сказки:

А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Всякий раз, когда мы будем перечитывать эту замечательную сказку, она будет восприниматься нами не только как «прелесть невообразимая», по словам Гоголя, но и как плод и свидетель семейного счастья и любви нашего великого поэта.

Помимо красоты и легкости поэтического пушкинского слога сказка во многом поучительна, особенно для семейной жизни. «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». На что же намекает и какие преподает нам уроки «Сказка о царе Салтане»? Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:
1) для супруги самое важное: не ткачество, поварство или другая, безусловно, необходимая общественно полезная деятельность, а рождение дитяти- «богатыря» (по священному писанию - жена спасается чадородием);
2) любящим супругам следует помнить о возможных кознях сил зла, стремящихся разрушить семью (зависть, наветы, ложь) и стараться быть во всеоружии;
3) в случае непредвиденных обстоятельств, не «начинать чудесить» и стараться всех «повесить», но принимать «законное решенье»;
4) случающиеся несправедливости принимать со смиренным сердцем («царицу и приплод» - в бочку, а мы не слышим ни слова ропота);
5) бороться за добро со злом и при этом быть готовым чем-то поступиться (князь Гвидон убил коршуна-чародея единственной стрелой – на три дня остался голодным: «…за меня есть не будешь ты три дня»).
Далее:
6) как бы ни складывались обстоятельства, а ребенку нужен отец:

Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца;

7) относиться к женитьбе надо серьезно, вдумчиво. Слова Лебеди:

… жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом;

8) выбирать жену нужно, почтительную к родителям (по пятой заповеди):

Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе;

9) женатому человеку не следует путешествовать без второй половины:

Дома на сей раз остался
И с женою не расстался;

10) Сказка учит сердечному видению родного человека. Вот как князь Гвидон во время своих визитов инкогнито в родной дом, когда он оборачивался комаром, мухой, шмелём, видит отца (10):

Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А вот как видят своего государя его же подданные:
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце. И ничего боле.

11) Еще один урок, необходимый в семейной жизни:

- стараться избегать упреков: князь Гвидон встречает отца без выяснения всех обстоятельств (кто, что, где, когда говорил, делал и кто виноват).

12) Сказка учит великодушному отношению к покаявшимся родственникам – по русской пословице – «Повинную голову меч не сечет»:

Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.

В заключении вниманию присутствующих предлагаем послушать отрывок из «Сказки о царе Салтане», которая стала замечательным подарком многим поколениям на всей Руси великой - на светлую радость и поучение.

С большим вниманием и интересом гости вечера встретили выступление Геннадия Леонидовича Митника, актера театра и кино, миссионера-катехизатора Знаменского храма, преподавателя основ православной культуры.

Проникновенно и с большим художественным мастерством им были прочитаны письма А.С.Пушкина и отрывок из «Сказки о царе Салтане». Г.Л.Митник отметил, что истоками золотого запаса нашей великой русской культуры, загадочной русской души является священное писание, Библия, Евангелие, к которым всем нам следует возвращаться.

По окончании Светлана Галик, читательница ЦБ, прочитала свое стихотворение «О семье», навеянной темой встречи. Отрывок из ее стихотворения:

… Один вопрос в семье такой извечный:
Каким быть должен я, чтоб милых глаз
Сиянье, радость длилось бесконечно.
В семье такой есть только «мы» и «нас»…

Во время встречи фотографировал А.А.Жданкин. По окончании встречи присутствующие благодарили устроителей за проведенный вечер, высказывали пожелания о продолжении темы. Расходиться не торопились.


Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.