Муниципальное учреждение культуры "Красногорская централизованная библиотечная система"

"Выбирать книги 
для своего и чужого чтения -  
не только наука, но и искусство."
Н. Рубакин 

Новости      История      Структура      Контакты



Наша библиотека


Читателям

Полезные советы

Краеведение

Периодика

Услуги

Каталог

Мероприятия

Ссылки

Вакансии

"Любовью и единением спасемся."

                                                          (С. Радонежский)


          1.   Митрополит Московский Алексий.
          Митрополит Алексий - один из величайших первосвятителей земли русской, ознаменовавший свое архипастырское служение обширной государственной деятельностью. Он был главным советником и руководителем отца Дмитрия Донского князя Иоанна Иоанновича. При осиротевшем малолетнем Дмитрии был правителем Московского князя и мудрой политикой много содействовал его собиранию и возвышению. При его деятельном участии раздробленная Русь объединилась под властью московского князя. Престарелый святитель Алексий хотел передать первосвятительскую кафедру преподобному Сергию, которого очень почитал, но смиренный радонежский подвижник отказался от высокого сана.

          2.  Преподобный Сергий Радонежский - всея России чудотворец.
          Слова преподобного Сергия (авторитет которого был необычайно велик еще при жизни) тогда, в XIV веке, служили призывом к народу нашему. Но и в наше время они не менее актуальны.
          Преподобный Сергий был дан земле русской в страшное для нее время ордынского ига и постоянной междоусобной брани удельных князей. Почти весь XIV век наполнила собой его спокойная, чистая и светлая жизнь. Войдя в этот страшный век смиренным и послушным мальчиком Варфоломеем, ушел он из него величайшей славой Руси. Под влиянием самого Сергия и целого сонма его учеников, которые с благословения своего учителя основали по всей земле русской около 40 монастырей, князья русские примирились, Русь постепенно собиралась. Недаром радонежского шумена называют "шуменом и печальником всей Земли Русской". По благословению и молитвам его 630 лет назад князь Дмитрий привел на поле Куликово разрозненные княжеские дружины, а возвратился с поля русский народ. Срубив на горе Маковец своими руками деревянную церковь, он посвятил ее Живоначальной Троице, "дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего". С этого и начался монастырь, известный всему миру как Троице-Сергиева Лавра, где почивают святые мощи ее основателя.

     

          3.  Храм Преображения Господня в селе Радонеж был построен в XIX веке по преданию около того места, где стоял дом родителей преподобного Сергия. Памятник ему (работы выдающегося скульптора нашего времени Вячеслава Михайловича Клыкова) установлен в 1986 году.

Храм Преображения Господня и памятник преподобному Сергию в Радонеже.

          4.  Святой благоверный князь Дмитрий Донской.
          Терпя постоянные набеги и разорения ордынцев, удельные русские князья иногда собрав силы наносили им удары, но только с целью защиты своего княжества. Москва первой объединила Русь для защиты не только своих земель, но и всей Руси. Этот принципиально новый этап борьбы за освобождение родной земли связан с именем выдающего государственного деятеля и талантливого полководца московского князя Дмитрия Ивановича. Осиротев в 9 лет, юный князь Дмитрий воспитывался святителем Алексием в духе собирания и объединения Руси.
          Проиграв в 1578 году сражение на реке Воже русской рати темник Мамай, узурпировавший власть в Орде, затаил злобу на князя Дмитрия и стал собирать огромное войско для похода на Русь. Кроме ордынцев в войске Мамая было много наемников из подвластных Орде народов Северного Кавказа и генуэзская пехота из итальянской колонии Кафы (ныне Феодосия). Над Русью нависла большая опасность. При первых вестях о готовящемся походе Мамая князь Дмитрий разослал гонцов к удельным князьям с призывом прийти со своими ратями под его знамена, чтобы сообща дать отпор жестокому врагу. Узнав от захваченного крепкой сторожевой заставой, отправленной им в поле под Орду, что князь Литовский Ягайло и Рязанский Олег вступили в сговор с Мамаем, князь Дмитрий разработал план похода наших войск так, чтобы не дать им соединиться. Историки отмечают активный наступательный характер стратегического плана князя. Отказавшись от традиционной обороны по берегу Оки, южной границы Московского княжества, он принимает решение встретить врага далеко за пределами родной земли, для чего как можно быстрее, переправившись через Оку, идти навстречу Мамаю. Способствовали победе и переправа через Дон по наплывным мостам, после чего мосты были разрушены и выбор места битвы неблагоприятного для ордынцев и очень выгодного для нашего войска.
          Военные историки единодушны в оценке стратегической мудрости хорошо продуманной тактики боя и личного мужества князя Дмитрия. Несомненной заслугой князя, как правителя Руси, является изменение порядка престолонаследования от отца к сыну, что исключало претензии и раздоры между князьями за право на великий престол.
          В средневековой Руси память павших "за други своя" возводились храмы, в которых за них молились. Скорбным был путь в Москву с Куликова поля, где "бысть сеча зла" и откуда не вернулась половина русского войска. Но везде по местам остановки русской рати на пути к полю, князь ставил обетные храмы в память погибших, вокруг которых затем были основаны иноческие обители.

          5.  Явление князю Дмитрию иконы святителя Николая Чудотворца.
          В тяжелом раздумье напряженно молился князь после первого дня пути, выйдя из Москвы, но вдруг увидев среди кроны дерева образ святителя Николая, воскликнул: "Сие угреша сердце мое!". И тогда же дал обет в случае победы основать на этом месте обитель. Так был основан возрожденный ныне Николо-Угрешский монастырь.
          Вернувшись в Москву и похоронив здесь убиенных воевод, князей и бояр, повелел благоверный князь творить молитвенное поминовение павших на поле в субботу перед памятью Дмитрия Солунского, пока стоит земля русская. И до ныне творится поминовение усопших в Дмитриевскую родительскую субботу.

          6.  Успенский собор в городе Епифани близ поля Куликова.
          Переправившись через Оку, князь Дмитрий отрезал путь к Мамаю войску Рязанского князя Олега, а переправа через Дон прикрыла тыл нашего войска от возможного подхода Литовского князя Ягайло. Литовский князь был уже в дне пути от Куликова поля, но заблудился и вышел к какому-то монастырю. Игумен монастыря Епифаний, отпустив братию монастыря к князю Дмитрию, остался в монастыре один. Ответив литовцам, что не знает где войска, он открыл все монастырские погреба и стал угощать литовцев, как дорогих гостей. Набражничались гости так, что забыли куда и зачем идут. Когда же прискакавший на следующий день гонец сообщил, что Мамай разбит и бежал, Епифаний был предан лютой смерти. В его память город назван Епифанью, а Успенский собор бывшего монастыря на высоком насыпном холме над Доном красив даже будучи разоренным. Но сейчас храм стал подворьем Хотькова монастыря и собор восстанавливается.


          7.  Река Непрядва у впадения в Дон. Куликовская битва (схема)
          Куликово поле лежит меж Непрядвой и Доном. Войска русские, переправившись ночью через Дон под прикрытием темноты, скрытно по руслу реки Смолки достигли поля. Скрытые густым предрассветным туманом стали они в форме креста на поле. Когда взошло солнце и туман рассеялся, Мамай с Красного холма увидел плотно стоящие русские полки, над которыми развивались хоругви.

          8.  Храм Рождества Богородицы над Непрядвой в селе Монастырщина на Куликовом поле (середина XIX века).
          Сражение на поле Куликовом длилось не более 4 часов, а, как сообщает летопись "тела убитых лежали как сенные стога, а реки три дня кровью текли". 8 дней хоронили русских ратников на высоком берегу над Непрядвой, срубили над захоронением церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в день которой и произошла битва. Ныне стоящий в селе Монастырщина храм построен на месте прежнего.



          9.  Колонна-памятник Дмитрию Донскому на Красном холме Куликова поля (середина XIX века).
          На Красном холме в середине XIX века была поставлена чугунная колонна - памятник Дмитрию Донскому (архитектор Александр Брюллов).
          Там же неподалеку стоит храм в честь преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1918 году архитектором Щусевым.
Долгое время в нем располагался музей Куликовской битвы, но теперь это подворье Троице-Сергиевой Лавры.




          10.  Храм Рождества Богородицы на старом Симонове в Москве, где покоятся мощи героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби.
          Тела воевод, князей, бояр и иноков Пересвета и Осляби в дубовых колодах увезли в Москву. Храм Рождества Богородицы на Старом Симонове в Москве построен в 1370 году. После Куликовской битвы тела иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби были привезены в Москву и похоронены у стен этого деревянного храма. В 1509 году обветшавший храм был земенен каменным. Это самый древний в Москве бесстолпный храм. Над могилами иноков была сооружена каменная палатка-часовня, а позже построена колокольня. В XIX веке она была соединена с храмом теплой трапезной церковью. Таким образом, захоронение оказалось внутри храма.

Фото храма на старом Симонове XIX века и современное.

          11.  Гробница Александра Пересвета и Андрея Осляби в храме Рождества Богородицы и икона их.
          Гробница - чугунная сень каслинского литья была подарена храму к 500-летию обители в 1870 году. Когда храм был закрыт, она исчезла. Сейчас по чертежам 1870 года установлена над захоронением иноков-героев резная деревянная сень.

          12.  Благословение Дмитрия Донского преподобным Сергием на Куликовскую битву (барельеф с разрушенного храма Христа спасителя).
          Это один из барельефов разрушенного храма Христа Спасителя, изображающий благословение князя Дмитрия на битву с Мамаем преподобным Сергием. Сейчас эти барельефы находятся в Донском монастыре.

           13.  Великая княгиня Евдокия
(в иночестве Евфросиния Московская.

          Князь Дмитрий Донской скончался от ран, полученных на поле Куликовом, в 39 лет. По малолетству детей по завещанию князя княгиня стала хозяйкой Москвы. По смерти князя она дала обет почтить память своего безвременно ушедшего супруга сооружением храма и исполнила его. В Кремле была построена белокаменная церковь Рождества Богородицы, стены которой расписал Феофан Грек. В Кремле же княгиня основала монастырь для вдов павших на поле воинов.


          14.  Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры, где покоятся мощи Преподобного Сергия.

          Троицкий собор Сергиевой Лавры был построен игуменом Никоном, учеником и преемником преподобного Сергия в 1422 году во славу Пресвятой Троицы и в похвалу своему святому учителю. Именно в нем и почивают мощи преподобного Сергия.




           Назад к Новостям


Copyright © 2008 МУК КЦБС
Перепечатка и размещение любой информации с сайта разрешена, при условии размещения прямой ссылки на сайт www.krbibl.ru.