2007 год - год чтения
Информационная беседа на радио
Человек на протяжении всей жизни связан с книгами. В детстве нам читают сказки, в школе первой книгой становится букварь.
В процессе учебы мы постепенно приобретаем новые знания, которые черпаем, конечно, из книг. Когда мы хотим отдохнуть,
мы обращаемся к любимым авторам.
Когда отсутствовали современные средства информации и было сравнительно малое количество телевизионных и радиопрограмм,
именно чтение было самым распространенным и любимым времяпровождением людей. А наша страна считалась самой читающей страной
в мире. И это были не громкие слова. Сейчас же первую строчку уверенно занимают финны. А мы по уровню чтения не попадаем
даже в десятку. По данным социологических опросов в России доля населения, читающего более 8 книг в год, находится на
уровне 23%. В развитых же странах этот показатель приближается к 40-50%. Такие цифры прозвучали на научно-практической
конференции «Читающая Москва» в прошлом году. Почему сложилась такая ситуация? По мнению участников конференции, это
связано с тем, что в России «…социальная значимость чтения недостаточна на уровне государства». Дело в том, что
снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция.
Во многих странах мира, таких, как США, Великобритания, Франция, Швеция, Португалия, Китай давно уже приняты и
действуют национальные программы чтения. Наконец, и в России занялись этой проблемой на федеральном уровне. В течение
всего пошлого года разрабатывалась, обсуждалась и теперь принята «Национальная программа поддержки и развития чтения».
Выполнение ее рассчитано до 2020 года, в три этапа.
Особую проблему составляет чтение детей и молодежи. Давно уже ясно, что уровень знаний и грамотности у них падает.
На это имеются конкретные причины:
1) слишком много отвлекающих моментов – Интернет, телевидение, компьютер;
2) ни на что не хватает времени. Программы усложняются, количество предметов растет.
Но дело не только в детях. В предисловии к изданию Программы сказано: «…всегда считалось, что дети наше будущее.
Это типичное российское заблуждение. Не дети определяют будущее, а мы – взрослое, работающее поколение. Сегодняшними
действиями мы творим будущее и наших детей, и наше собственное. Если сегодняшних родителей-учителей не вовлекать в
чтение, то нечитающие взрослые читать детей не приучат».
Россия издает колоссальное количество книг и другой печатной продукции. Но это все сходит на нет от неразвитости
инфраструктуры книжной торговли, от бедности людей, от недооценки роли библиотек, от потери интереса к чтению
большинства населения. Поэтому в России должны быть созданы такие условия, которые бы одновременно побуждали людей
читать, и обеспечивали им доступность любых изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете.
2007 год объявлен в России годом чтения и годом Русского языка. В Подмосковье создается Региональный центр чтения.
Инициатива принадлежит некоммерческому фонду «Пушкинская библиотека» и Московской областной детской библиотеке.
А в самой Москве на февральском заседании московского правительства была рассмотрена программа мероприятий по поддержке и
пропаганде чтения в г. Москве на 2007-2008гг, о чем публикует «Московская правда». В ходе обсуждения были высказаны
интересные предложения. Так, мэр города предложил открыть на месте бывших столичных казино книжные магазины и библиотеки.
Огромная роль в выполнении программы отводится не только библиотекам и школам, но и СМИ, особенно телевидению и радио.
Планируется задействовать бизнес-структуры. Главная задача состоит в том, чтобы сформировать у людей понимание того,
что их профессиональный рост и жизненный успех во многом зависит от уровня грамотности и читательской культуры.
Библиографический список литературы:
1.Вечные спутники: Советские писатели о книге, чтении, библиофильстве /А.В.Блюм.- М.: Книга, 1983.- 223с.
2.Глухов, А.Г. Судьбы древних библиотек: научно-художественные очерки /А.Г.Глухов.- М.: Либерея, 1992.- 160с.
3.Горбачевский, Б.С. Люди, книги, библиотеки: научно-популярные очерки /Б.С.Горбачевский.- М.: Книжная палата, 1963.- 199с.
4.Гриханов, Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке /Ю.А.Гриханов.- М.: Книга, 1977.- 77 с.: ил.
5.Домашняя библиотека /В.С.Крейденко, Г.Ф.Гордукалова, В.А.Петрицкий и др.- СПб.: Профессия, 2002.- 320 с.: ил.
6.Книгочей: Библиографический справочник для дела и досуга. Вып. 4.- М.: Либерея, 2000.- 152 с.
7.Книгочей: Библиографический справочник для дела и досуга. Вып. 5.- М.: Либерея, 2000.- 152 с.
8.Кравцова, М. Что читают наши дети /М.Кравцова.- М.: Фаворъ, 2002.- 192 с.
9.Линкова, И.Я. Ты и твоя книга: книга для чтения /И.Я.Линкова.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1981.- 143 с.: ил.
10.Моргенштерн, И.Г. Занимательная библиотграфия /И.Г.Моргенштерн.- М.: Книжная палата, 1987.- 256с.
11.Пырьева, Е.В. Читаем всей семьей: конкурсная программа для начинающих семей /Е.В.Пырьева, Д.К.Хващевская //Читаем, учимся, играем.- 2005.- 3 2.- С.45-48.
12.Социология чтения: школьник и библиотека. Взгляд профессора Франции //Книжное дело.- 1994.- № 2.- С.40-41.
13.Твоей разумной силе слава!: Европейские писатели о книге, чтении, библиофильстве: Австрия, Германия, Испания, Италия, Швейцария /Сост. Эльвова.- М.: Книга, 1988.- 255 с.
14.Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку: беседы для родителей /И.Н.Тимофеева.- М.: Книга, 1987.- 255 с.
15.Фонотов, Г.П. Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды /Г.П.Фонотов.- М.: Либерея, 2002.- 212 с.
Назад к Мероприятиям
|