"Песни военных лет"
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Она вместила в себя горечь отступлений, боль потерь, тысячи километров дорог,
кровь и пот, зной и холод, тяжелые военные будни. А ещё были песни - песни Великой Отечественной, которые вместе с воинами
прошли путь от 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. Уже сколько лет миновало, а мы забыть эти песни не можем, не имеем права.
Так давайте же вместе вспомним героические и лирические песни той поры.

"Священная война"
Шел третий день войны. Москва настороженная, собранная, готовая к обороне. Призывные пункты в бывших школах. Полки, уходящие
через весь город на фронт. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога затаилась в серебристых аэростатах, в торчащих из бульварной
зелени стволах зениток, в перекрещенных полосками белой бумаги окнах домов. Тревога, боль затаилась в глазах людей - третий
день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей.
Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи Василия Ивановича
Лебедева - Кумача "Священная война":
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашисткой силой тёмною,
С проклятою ордой…
Газету со стихами один из командиров Красной Армии показал руководителю Краснознамённого ансамбля песни и пляски
А.В.Александрову. Стихи потрясли композитора - в них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и
чувства…
…Есть великое таинство в рождении настоящей песни. Как произошло, что буквально в первые дни войны поэт сумел уловить,
почувствовать дыхание битвы, испепеляющую мощь народного гнева и так точно образно выразить это в поэтических строках? Как
случилось, что композитор не просто в музыке воплотил художественную идею поэта, а смог широкой мелодией придать стихам какую -
то особенную - мужественную и мудрую - силу? Наверное, даже сами создатели песни не смогли бы об этом рассказать…
Впервые песню исполнили на Белорусском вокзале для уходящих на фронт призывников. Солдаты, сидевшие на деревянных сундучках с
нехитрым военным скарбом, курившие, вдруг встали после первого куплета "Священной войны", загасили самокрутки и в наступившей
напряжённой тишине стоя слушали песню. Усиленная репродуктами "Священная война" неслась над перронами вслед уходящим
эшелонам.
Любовь к Родине, патриотизм - замечательные качества человека - передают друг другу поколения, как драгоценную
эстафету. Пока живы они в народе нашем, будет жить и песня "Священная война". Значит ей жить вечно.

"Катюша".
Все мы любим милую "Катюшу".
Любим слушать, как она "поёт":
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придает…
А родилась "Катюша" в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного из только что организованных
журналов. Там он познакомился с поэтом Михаилом Исаковским. Блантер попросил Исаковского написать песню для джаз- оркестра.
И в ответ Исаковский прочитал такие строки:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой…
И в последствии сложилась песня. Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. "Катюша" имела огромный успех, первой её
исполнительницей была Валентина Батищева.
Когда началась война, "Катюша" встала в боевой строй. Ласковым песенным именем назвали солдаты в суровую военную годину грозное
оружие. Знали "Катюшу" и в других странах. В Италии "Катюша" была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз становилась
партизанским паролем, во Франции её пели участники Сопротивления.
И сейчас "Катюша" одна из самых известных песен за пределами нашей Родины.
"Моя Москва".
Можно без преувеличения сказать, что песня "Я по свету немало хаживал" и по сей день остаётся одной из самых любимых песен очень
многих и, конечно, москвичей, детство и юность которых пришлись на военную пору. Куда бы не забросила их судьба - на фронт, в
санитарный поезд, в эвакуацию или оставила в столице работать в госпиталях, на лесозаготовках, у станков военных заводов, печь
хлеб - слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица!
Золотая моя Москва! -
были признанием в любви и клятвой.
А создавалась "Моя Москва" в самоё тяжёлое для страны время.
Осенью 1941 года младший лейтенант Марк Лисянский направлялся из Ярославля, через Москву, к месту нового назначения - на
Калининский фронт. Поэт успел заехать в редакцию журнала "Новый мир" и оставил там свои новые стихи, продиктованные любовью к
Москве, тревогой и болью за неё - фашисты рвались к столице, были почти на подступах к ней…
Стихотворение увидело свет на страницах журнала "Новый мир" №9-10 и обратило на себя внимание Исаака Дунаевского. Прямо на
журнальной странице Дунаевский написал мелодию будущей песни.
Впервые "Моя Москва" прозвучала на железнодорожном переезде под Читой, где формировались эшелоны, отправляющиеся на
фронт. В конце сорок третьего года мелодия песни стала позывными Московского радио.
На 23 - м километре Ленинградского шоссе, недалеко от Химок, стоят три шестиметровых бетонных ежа -
противотанковое заграждение. В сорок первом году здесь проходил один из оборонительных рубежей. На постаменте высечены слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова.
Песня стала памятником великого мужества.
"В землянке".
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Эти такие знакомые и такие песенные строки вовсе и не предназначались для песни. Они были написаны военным корреспондентом
Алексеем Сурковым в письме к жене осенью 1941 года, когда вместе со штабом одного из гвардейских полков поэт пробивался из
окружения. Тогда слова:
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага…
Были для него не только поэтическим образом, но и пронзительной, пережитой реальностью…
Месяца два - три спустя в редакцию фронтовой газеты пришёл в поисках песенного материала композитор Константин Листов. И А.Сурков
вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в
том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листова стихи захватили, отозвались в сердце. Через неделю
Константин Листов пришел в редакцию и под гитару спел новую песню. Её слушали, затаив дыхание. Сам он в глубине души не верил,
что "песня пойдет", казалось, время требует других песен - героических, маршевых.
"Землянку" отнес в "Комсомольскую правду", ничего не сказав авторам Евгений Воробьёв… И запели все и повсюду эту песню такую
искреннюю, такую человеческую, что теплее от неё становилось на сердце.
"В землянке" поют и сейчас. Поют с эстрады, и зал замирает, захваченный ее лирическим порывом, пораженный душевной силой народа,
который в военном пожаре смог вызвать к жизни такую песню!
"Синий платочек".
Осенью 1939 года, спасаясь от фашисткой оккупации, из Польши приехал знаменитый "Голубой джаз", которым руководили композиторы
Г.Гольд и Ежи Петербургский. Их концерты в Москве проходили с огромным успехом. И вот как - то однажды к Ежи Петербургском
у пришел поэт Я.Галицкий и предложил свои стихи, начинавшиеся словами: "Синенький скромный платочек.." Стихи понравились, и
вечером следующего дня состоялась премьера новой песни Галицкого и Петербургского. Москва буквально "заболела" "Синим платочком".
Началась Великая Отечественная война. Запели совсем иные песни - боевые, маршевые.
Клавдия Шульженко, по её собственным словам, услышала "Синий платочек" ещё на концертах "Голубого джаза", но в свой репертуар
не включила. Лёгкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем - то на городской романс, на песни
городских окраин.
В первые дни войны Шульженко вместе с джаз - ансамблем выехала на Волховский фронт. Зимой 1942 года выступала в частях,
охраняющих легендарную Дорогу жизни. После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов, корреспондент
фронтовой газеты "В решающий бой", и предложил стихи, сочинённые им на мелодию "Синего платочка". Стихи очень понравились
Шульженко.
Новый "Синий платочек" в простой доступной форме рассказывал о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что и в бою
солдаты помнят тех, кого они оставили дома, сам платочек теперь стал не девичьим атрибутом, что "мелькнёт среди ночи",
как в прежнем варианте, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война.
В тот же день после одной репетиции песня была отдана на суд слушателей.
И пожалуй, не было потом ни одного концерта Клавдии Шульженко , где бы не звучала эта песня. Песня сделалась своего рода визитной
карточкой певицы.

После проведенного мероприятия все участники сфотографировались на память.

Назад к Мероприятиям
|